Олигофрен кто это фото


Олигофрен - это... Олигофрения - причины, симптомы, формы и степени :: SYL.ru

Олигофрения – приобретённое или врождённое слабоумие, при котором страдают эмоции, поведение, воля, развитие больного. Сегодня узнаем, каковы причины появления, симптоматика, а также формы и степени этого заболевания. Определим, как ведут себя дети с таким диагнозом в зависимости от тяжести недуга.

Обозначение термина

Олигофрен – это человек, страдающий олигофренией – заболеванием, выражающимся в недоразвитии интеллекта и психики человека в целом. При этом недуге страдают также эмоции пациента, его поведение, воля, а также физическое развитие. Больные с этой патологией в настоящее время составляют до 3% от всего населения нашей планеты.

Симптоматика

Признаки олигофрении могут быть такие:

- Сильное отставание в умственном развитии.

- Запаздывание в физическом становлении (ребёнок слишком поздно начинает ходить, присаживаться и т. п.).

- Недоразвитие речи. Это может проявляться полным отсутствием или наличием бедного словарного запаса у взрослого человека. А вербальная связь больного осуществляется с помощью криков и стонов. Иногда синдром олигофрена проявляется неспособностью понимать речь другого человека.

- Нарушение абстрактного мышления.

- Подчиняемость и лёгкая внушаемость.

- Олигофрен – это больной, у которого наблюдается нарушение узнаваемости вещей и даже близких и родных людей.

- Невозможность выполнения простейших бытовых навыков, таких как мытьё посуды, чистка зубов, уборка, одевание и т. д.

- Эмоциональные нарушения в виде вспышек злости, агрессии, раздражительности.

Причины недуга

Олигофрен – это слабоумный человек, однако что может повлиять на возникновение этого страшного (с точки зрения социума) заболевания, сейчас определим. Итак, причины появления этого недуга могут быть следующими:

  1. Наследственность. К этой группе олигофрении относится синдром Дауна, истинная микроцефалия.
  2. Поражение плода, если во время беременности у матери наблюдался гормональный дисбаланс, была краснуха, сифилис, токсоплазмоз.
  3. Асфиксия плода и новорождённого (уменьшение или прекращение поступления кислорода к малышу), родовая травма, инфекции в малом возрасте, травма головы ребенка.

Уровни заболевания

Степени олигофрении бывают следующими:

  1. Лёгкая – дебильность.
  2. Умеренная – имбецильность.
  3. Глубокая – идиотия.

Как проявляется дебильность?

Как отмечалось выше, существует три степени олигофрении. Самой лёгкой из них является именно дебильность. Больные дети начинают ползать, ходить, а затем и говорить позже здоровых крох. Также у них имеются дефекты артикуляции. Детки постарше, которые по возрасту являются школьниками, не читают никакую литературу, их интересы направлены только на удовлетворения естественных потребностей. Зачастую люди с диагнозом "дебильность" обучаются в специализированных школах. У таких пациентов нет собственных мыслей, взглядов, поэтому они постоянно копируют чужое поведение. Однако некоторым из них при задержке развития свойственна частичная одарённость, например, отличная зрительная или механическая память, способность складывать и вычитать в уме сложные цифры. Среди детишек, страдающих этой степенью олигофрении, отмечаются апатичные, злобные, упрямые, мстительные, заторможенные особы.

Несмотря на такое конкретно-образное мышление, люди с диагнозом "дебильность" могут делать несложные выводы.

Как проявляется имбецильность?

Это средняя степень тяжести олигофрении. Имбецилы понимают то, что им говорят другие люди, и даже сами могут произносить короткие фразы, слова. Такие больные необучаемые, также они не способны к самостоятельному труду. Они не могут ориентироваться в несложной обстановке. Некоторые имбецилы могут выполнять лёгкие счётные операции, имеют навыки самообслуживания (едят самостоятельно). Мышление таких больных примитивное, они лишены любой инициативы, инертны, внушаемы, постоянно нуждаются в уходе и надзоре. Такие пациенты сильно привязаны к родным и близким людям, похвалу и замечания они воспринимают адекватно.

Как проявляется идиотия?

Это наиболее глубокая степень олигофрении, при которой человек не разговаривает, а также не может мыслить. Больной с диагнозом "идиотия" не может ничего осмысленно делать. Эмоциональная жизнь такого больного исчерпывающая, для таких пациентов характерны лишь реакции удовольствия и неудовлетворения. У одних преобладают злобность и гнев, у других – вялость и безразличие, причём абсолютно ко всем вещам. Такие пациенты не понимают речи окружающих людей, а сами могут произносить лишь некоторые звуки, не в состоянии отличить родственника от незнакомого человека. Также они не владеют даже самыми простыми навыками самообслуживания, неаккуратны и требуют постоянного ухода.

Отдельные формы олигофрении

Каждой причине этого недуга соответствует свой характер заболевания. На сегодняшний день различают 4 формы олигофрении:

- Первая форма. Наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками матери поражённого ребёнка. К этой форме олигофрении относятся больные с синдромом Дауна, микроцефалией.

- Вторая форма. Сюда относятся виды психического недоразвития, которые вызваны внутриутробными факторами: инфекциями вирусного, бактериального, а также паразитарного происхождения.

- Третья форма. Это вариант, при котором задержка развития у ребёнка вызвана родовой травмой, пониженным содержанием кислорода у плода или удушьем во время родов. Также сюда входят маленькие пациенты, которые в возрасте до 3 лет перенесли энцефалит, менингит или у которых наблюдалась черепно-мозговая травма.

- Четвёртая и последняя форма – тип психического недоразвития, вызванный усилением основного врождённого недуга, например дефекта головного мозга, эндокринные патологии.

Дети-олигофрены: какие они?

Ещё во время беременности можно провести исследование генетических факторов плода. И если на этом этапе будет видно, что плод нездоров, то обычно делается аборт. Если ребёнок уже появился на свет, то, чтобы определить заболевание, специалисты исследуют соответствие рефлексов возрасту крохи, они наблюдают, есть ли у него отклонения в развитии. Если явные признаки болезни были замечены до 12 месяцев, то на втором году жизни уже врачами определяется форма и степень недуга. Дело в том, что именно в таком раннем возрасте проявляются тяжёлые формы олигофрении. У дошкольников заметить лёгкую степень этого недуга просто – достаточно посмотреть, как ребёнок ведет себя на занятиях: если он не способен выполнять элементарные задачи, то стоит обратить на это внимание. У таких мальчиков и девочек нарушено мышление, из-за этого происходит недоразвитость познавательной деятельности. Дети-олигофрены не способны устанавливать причинно-следственные связи, им непонятны элементарные процессы. Такие малыши воспринимают конкретную ситуацию, однако они не могут связать её с какими-то процессами. Поведение олигофренов трудно назвать хорошим: дети нередко отзываются о таких сверстниках плохо, они кажутся им злыми, грубыми и резкими. К сожалению, нездоровые мальчики и девочки не могут сдерживать своих эмоций, они дают чёткий ответ на конкретный раздражитель. Мыслят такие дети обобщённо, они не видят различий в обычных вещах. Например, если поставить на стол 3 яблока и 1 грушу и попросить назвать лишний предмет, то ребенок-олигофрен не сможет этого сделать. Кроме этого, у таких деток нет абстрактного мышления. Например, вычислить и сложить те предметы, которые они могут увидеть, больные не смогут.

В заключение

Из статьи вы узнали о том, что олигофрен – это человек, страдающий олигофренией, заболеванием, характеризующимся слабоумием, недоразвитием психического, интеллектуального, а иногда и физического состояния. Этот недуг может развиваться у плода в животе матери, а может проявиться и в раннем возрасте – до 3 лет. Имеется 3 степени олигофрении в зависимости от степени поражения больного: дебильность, имбецильность и идиотия.

www.syl.ru

кто этот человек с симптомами, и раскрываем каждую степень болезни

Медицинской науке известно много заболеваний, среди них и олигофрения. Кто такой олигофрен? Чем он отличается от людей, каковы особенности? В этой статье будет рассмотрено, что такое олигофрения, симптомы, особенности поведения. Итак, олигофренией называют патологию, при которой наблюдается общее недоразвитие психики и расстройство интеллекта.

Данная патология может быть как врожденной, так и приобретенной, это форма слабоумия, полному излечению согласно данным медицины она не поддается. Причины могут быть разными, олигофрения - это серьезное заболевание, имеется три вида факторов появления заболевания.

  1. Заболевание обусловлено наследственной предрасположенностью. Часты повреждения генеративных клеток.
  2. Нарушения внутриутробного развития, которые могут быть вызваны инфекциями во время беременности, иммунными конфликтами плода с организмом матери, или чрезмерным увлечением алкоголем.
  3. Также нарушения могут быть перинатальными, возникающими уже после рождения в первые три года жизни ребенка.

Олигофрен - это больной человек, страдающий умственной отсталостью, и ему нужен соответствующий уход и присмотр со стороны людей здоровых. Олигофренией называют врожденную патологию, или приобретенную в детстве задержку в развитии, приводящую к неполноценному развитию психики, вследствие чего возникают различные интеллектуальные нарушения. Больные оторваны от жизни, многие из них способны заниматься простым трудом, и если патология слабо выражена и нет инвалидности, то их можно сделать полезными обществу.

Взглянем на клиническую картину, итак, кто такой олигофрен? Это человек, имеющий выраженные симптомы, причем они схожи для различных степеней заболевания. При психическом недоразвитии нарушаются познавательные процессы ребёнка, снижается память, словарный запас скудный, грамотность невысокая. Также имеет место отсутствие инициативы и способности к самостоятельному принятию адекватных решений с применением логики. Налицо нарушения в сфере коммуникации со сверстниками и прочими людьми. Отдельного внимания заслуживает неправильное реагирование соответственно ситуации или окружающей обстановке. Кроме того, плохо развито мышление абстрактное, пациенты повышенно внушаемы, и это сочетается с замедленным физическим развитием.

Степени олигофрении

У данного заболевания имеются различные степени. В зависимости от того, насколько сильно проявляются умственные дефекты и их степень, и выделяют три вида олигофрении:

Первая стадия

Первой стадией, дебильностью, называют самую лёгкую степень патологии. При тестах на IQ, коэффициент интеллекта, больные набирают от пятидесяти до семидесяти баллов. Такие люди с легкостью справляются, например, с арифметикой: сложение и вычитание, у них не вызывает затруднений, часто неплохо владеют речью. При слабовыраженной патологии такого ребенка практически не отличить среди сверстников с нормальными показателями здоровья.

Они обладают нормальной эмоционально-волевой сферой, способны к нормальным эмоциональным реакциям. Многие обладают хорошей памятью на выполнение механических действий. Концентрация внимания дается им явно нелегко, запоминают они кратковременно, их действия частенько бесцельны и импульсивны. Поведение плохое, эмоциональное состояние чаще всего негативное и они не владеют собой в полной мере, вследствие чего слабое самообладание, которое часто вызывает негатив у окружающих их людей.

Вторая стадия

А вот такой степени олигофрении, как имбецильность, присуще уже гораздо большее количество нарушений. При такой степени олигофрении IQ равняется 20−50 баллам, этим людям доступно произношение несложных фраз и простые речевые обороты. Скудный запас слов, не более трехсот. Некоторые больные едва ведут элементарный счет и знают некоторые буквы алфавита. Обладают частичной механической памятью и склонны подражать.

Имбецилы в эмоциональной сфере крайне бедны и однообразны. Они очень стеснительные и обидчивые. Смена обстановки для них не проходит легко, им необходимы опекуны. В трудовой практике они не особенно разнообразны и способны усваивать простейшие действия, занимаясь, например, мытьем посуды, уборкой, стиркой. В данном случае олигофрения уже заметна окружающим и больные выделяются на фоне сверстников. Физическое развитие слабое, сильно заметно отставание.

Стадия третья

А вот при следующей степени олигофрении, называемой идиотией, уровень IQ редко более 20, способность к нормальной речи сильно снижена и ограничена возможностью произношения отдельных слов и звуков. Они не способны заниматься осмысленной деятельностью. Серьезные нарушения психики и физическое недоразвитие приводит к умственной отсталости, ведь дети на первых годах жизни еще не сильно отличаются. Но с годами нарушения становятся все более очевидными. Часты аномалии в строении органов тела, навыки, с которыми легко справляются люди обычные, им недоступны, они практически неспособны к самообслуживанию.

Эмоции их далеки от разнообразия, они выражают только удовлетворение или недовольство в виде крика в сочетании с возбужденным поведением. Люди с этим диагнозом злобны и агрессивны, часто их ярость направляется на них же самих. Симптомы заболевания зависят от выраженности патологии и ее степени, при диагностике глубоко и тщательно оцениваются психическая сфера и физический статус человека.

Лечение олигофрении

В настоящее время еще не придумана такая терапевтическая схема, которая могла бы полностью излечить человека от болезни, поэтому применяется поддерживающая медикаментозная терапия.

Имеется двухуровневая классификация видов олигофрении и причин появления, которая используется в отечественной медицине:

  • олигофрения семейная или наследственная;
  • олигофрения эмбриональная с поражением плода во время беременности;
  • развитие олигофрении в связи с различными вредными факторами при родах и в последующие первые годы.

Также есть группа патологий с уже известной этиологией, а именно:

Олигофрении с известными причинами

  • наследственные, врожденные хромосомные и генные олигофрении;
  • патологии, развившиеся вследствие воздействий вредных веществ, микроорганизмов при внутриутробном развитии плода;
  • олигофрении по причине тех же вредящих веществ или микробов в первые месяцы и годы жизни ребенка.
  • олигофрении, развившиеся на фоне отрицательных явлений в социальной или психологической сфере.

В настоящее время имеется большое количество лекарственных препаратов для коррекции различных видов олигофрении. В основном это ноотропы, транквилизаторы и нейролептики, более подробно далее.

Лекарственные препараты для лечения олигофрении

При нарушениях метаболизма рекомендуется диета, а при кретинизме гормональные препараты. Для стимуляции психической деятельности назначают ноотропные препараты, витамины группы В. Для лечения страхов, фобий, излишнего возбуждения и агрессии показано назначение феназепама. Решающее значение для больных имеет социальная адаптация, трудовая практика и профессиональное приспособление, а также лечебные и воспитательные мероприятия, в которых, как правило, заинтересованы близкие люди, они обычно и определяют судьбу больного.

psiho.guru

Кто такой олигофрен? Чем он оличается от других людей?

Не каждый знает, кто такой олигофрен. Это человек, имеющий патологию, проявляющуюся при рождении. Олигофрению невозможно излечить, она сопровождает больного на протяжении всей его жизни. Такая особенность развития обусловливает необходимость учить человека с детского возраста жить в окружении мира, не приспособленного, к сожалению, к его ограниченным возможностям. Основной задачей врачей, родителей, педагогов умственно отсталого ребенка является максимальная адаптация его в обществе.

Что означает «олигофрен»?

Олигофрения дословно переводится на русский язык как «малоумие». Термин употребляется в области психиатрии с 1915 года. Определение слова «олигофрен» в отечественной медицине подразумевает больного с нарушенным психическим развитием, возникающим вследствие органического поражения нервной системы. В первую очередь отклонение касается интеллектуальных способностей.

Причины возникновения слабоумия

Имеется несколько факторов, способствующих развитию олигофрении. Изучив их, можно понять, кто такой олигофрен и какие патологии у него возможны.

1. Генетическая предрасположенность. Этот фактор может иметь место при болезни Дауна и микроцефалии подлинной.

2. Поражение плода внутри утробы в период беременности. Имеются в виду нарушения гормонального фона, инфекции вирусного характера, токсоплазмоз, врожденный сифилис.

3. Асфиксия новорожденного, несовместимость крови плода и матери по иммунологическим причинам. Имеется в виду конфликт резус-факторов, травмы, полученные в процессе родов, повреждения головы в раннем детстве, врожденная гидроцефалия, младенческие инфекции.

Олигофрен: симптомы умственной отсталости

В первую очередь патология проявляется в виде не только недоразвития процесса познания мира, но и личности в целом. Симптоматика олигофрении выражается в недостаточном восприятии, моторике, речи, памяти, интеллекте, внимании, мышлении. Основное положение в структуре поврежденной психики больного занимает недостаточность возможности мыслить абстрактно и неспособность обобщать. Чтобы

понять, кто такой олигофрен, рассмотрим симптоматику более подробно.

Речь больного отличается дефицитом словарного запаса, неграмотностью и неправильным построением фраз. Внимание его ослаблено, но изредка наблюдается превосходное развитие механической памяти с возможностью запоминать избирательно (имена, цифры, номера, телефонов).

Степень зрелости олигофрена

У больных, страдающих олигофренией, значительно понижен уровень инициативности и побуждений. Незрелость их личности выражается в виде чрезмерной внушаемости, в отсутствии осмысления происходящего, в неспособности принимать адекватные решения в самых обычных жизненных ситуациях. Развитие тела олигофренов физически происходит медленнее, чем у здоровых людей. Степень этой заторможенности зависит от уровня слабоумия. Теперь вы знаете, кто такой олигофрен.

Лечение заболевания

При установлении этиологии олигофрении проводится своеобразная терапия некоторых ее видов. При патологии, связанной с нарушенным обменом веществ, назначается лечебная диета. В случае эндокринопатии применяется терапия с использованием гормонов.

fb.ru

Олигофренопедагогика — Википедия

Олигофренопедагогика — отрасль дефектологии, изучающая проблемы воспитания и обучения умственно отсталых людей и вопросы их социальной реабилитации.

История оказания помощи детям с нарушениями интеллектуального развития распадается на три периода: до Октябрьской революции, в СССР и в настоящее время. Всемирный день олигофренопедагогики традиционно отмечается 20 ноября. До Октябрьской революции общественность в лице философов, мыслителей, медиков и педагогов высказывалась за осуществление мероприятий по лечению и воспитанию слабоумных. Особо значимыми были взгляды А. И. Герцена, В.Г Белинского, Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова. В 1854 году в Риге доктор Фридрих Пяльц открыл лечебно-педагогическое заведение для малоспособных, слабоумных и идиотов. В дальнейшем оно было преобразовано в пансионат для эпилептиков и слабоумных. Огромную роль в развитии олигофренопедагогики сыграли врачи-психиатры В. И. Яковенко, И. Г. Игнатьева, П. И. Ковалевский. Известный специалист в области изучения и воспитания умственно отсталых детей П. И. Ковалевский указывает на недостаточность той помощи, которую оказывают общественные учреждения умственно отсталым детям.

«В настоящее время вся земская Россия устроила своих несчастных душевно-больных вполне правильно и вполне рационально, — административная в медицинском отношении Россия тоже понемногу берётся за это дело. В числе находящихся там душевно-больных, несомненно, много идиотов, которые нашли себе приют, корм, тишину и спокойствие. От них избавили общество и их избавили от общества. Но тем дело и ограничилось. Это балласт заведений, питающийся и ничего не делающий. Это существа, только берущие от общества, но ничего не дающие ему хорошего… Было бы желательно пробудить в этой материи, в этой массе вещества силу и энергию, оживить её, одухотворить и направить на дело.»

Известный деятель в области обучения и воспитания умственно отсталых детей Е. К. Грачёва отмечает вредность для общества игнорирования важности обучения и воспитания в помощи детям:

«Одно призрение создаёт лишь паразитов общества: лентяев, содержание которых стоит весьма дорого.»

В одном из первых в России медико-педагогическом заведении для умственно отсталых детей, которое открыл в 1882 г. И. В. Малеревский, воспитательные влияния были направлены на адаптацию детей к будущей жизни посредством привития им трудовых умений. Заведение И. В. Малеревского существовало 20 лет (с 1882 по 1903 гг.) Оно выпустило 401 воспитанника обоих полов. В заведение принимались дети с разной степенью умственной отсталости: от самой тяжёлой до относительно лёгкой. Воспитанники делились на 2 отделения: старшее воспитательное отделение обучалось по программе средних учебных заведений и знакомилось с каким-нибудь ремеслом; в младшее отделение входили дети с более тяжёлыми формами умственной отсталости, они занимались исключительно физическим трудом. Ключевое значение в заведении придавалось занятиям физическим трудом на свежем воздухе. Летом воспитанники переезжали на сельскохозяйственную ферму, на которой они занимались разнообразными работами, которые позволяли частично обеспечить их пропитание. По данным В. П. Кащенко за 20 лет заведение добилось следующих результатов:

«Из 139 восп. старшего отделения совершенно исправилось 72, значительно улучшились 48; 59 чел. поступило в среднеучебное заведение. Из 115 восп. младшего отделения вполне оправились 34, сдано на попечение родителей 41. Остальные без перемены.»

Большое значение придавалось подготовке детей с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни посредством трудовой деятельности в учреждениях для умственно отсталых детей под руководством Е. К. Грачёвой. Можно сделать вывод о том, что к моменту глобальных социально-экономических изменений, произошедших в результате революции 1917 г., в России были сформулированы основные положения, которые открыли путь к новому этапу развития олигофренопедагогики. Среди этих положений: необходимость трудового воспитания как основы для интеграции детей с отклонениями в общество нормально развивающихся, приобщение детей к творчеству; повсеместное использование индивидуального подхода.

В советский период времени была создана дифференцированная сеть учреждений для образования умственно отсталых детей. Развития олигофренопедагогики в советский период определялось фундаментальными работами, среди которых: Ерёменко И. Г. «Организация учебной деятельности учащихся вспомогательной школы на основе повышения их познавательной активности»; Лаужикас Й. П. «Очерки по воспитанию воли учащихся (на материале исследования развития и воспитания воли учащихся младших классов вспомогательной школы)»; Грошенков И. А. «Изобразительная деятельность, как средство воспитания и развития учащихся вспомогательной школы»; Карвялис В. Ю. «Социально трудовая адаптация выпускников специальных школ (на материале Литовской ССР)»; Перова М. Н. «Методика преподавания математики во вспомогательной школе»; «Дмитриев А. А. Педагогические основы коррекции двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы в процессе физического воспитания».

В настоящее время исследования в области дефектологии осуществляются в Научно-исследовательском институте коррекционной педагогики АПН РФ. Проблемы научных исследований, опыт обучения детей с нарушениями развития освещаются в журнале «Дефектология».

1. Причины эндогенного происхождения

  • Хромосомные. Изменения хромосомной структуры или числа хромосом называют хромосомными аберрациями. Хромосомные нарушения составляют около 1—1,8 % всех наследственных заболеваний и наблюдаются у 5—8 % детей, страдающих психическими заболеваниями. Типичным и широко известным хромосомным нарушением является синдром Дауна или трисомия по 21 хромосоме, который составляет около 13 % всех хромосомных заболеваний и редко бывает наследуемым. Всего описано около 300 различных хромосомных аберраций, и этот список постоянно пополняется. На появление хромосомных нарушений влияют радиоактивное излучение и другие виды излучений, отравляющие химические вещества, в том числе некоторые лекарственные препараты, вирусные инфекции.
  • Генные. Большую группу наследственных нарушений составляют генные аберрации. Их в настоящее время известно около 2000, и ежегодно этот список пополняется учёными-генетиками. Генные аберрации могут вызвать как психические, так и физические нарушения. Их последствием могут быть нарушения интеллекта разной степени выраженности. Известно около 30 генных заболеваний, из-за которых нарушается развитие скелета, около 20 форм глухоты. В отличие от большинства хромосомных нарушений, которые всегда проявляются при рождении ребёнка, первые признаки наследственных генных заболеваний выявляются в любом возрасте. Особую группу наследственных заболеваний составляют ферментопатии, во время которых из-за недостаточности отдельных ферментов повреждаются некоторые биохимические процессы в организме. Рядом с соматической патологией часто развивается слабоумие. В этой группе хорошо исследовано заболевание фенилкетонурия, при котором ребёнок значительно отстаёт в развитии.[1].

2. Причины экзогенного происхождения

  • Пренатальные (дородовые)
  • Родовые (во время родов)
  • Постнатальные (послеродовые)

К нарушениям чаще приводят инфекции (краснуха), интоксикации (прием алкоголя), травмы. В данной группе нарушения появляются из-за отрицательного воздействия среды. Они могут быть врождёнными или приобретёнными. Большую группу нарушений вызывают неблагоприятные факторы, действующие на организм в период развития плода. Неблагоприятные воздействия на плод в период от 3 до 10 недель развития могут быть причинами формирования грубых пороков развития нервной системы. В том случае, если нарушения возникают на более поздних этапах развития, выраженность дефекта может варьироваться в разной степени: от грубого нарушения функции или её полного отсутствия до лёгкой задержки темпа развития.

Классификация интеллектуальных нарушений[править | править код]

  • В настоящее время в практической работе психиатры используют международную классификацию (МКБ-10) по степени глубины интеллектуального дефекта.
  • Умственная отсталость подразделяется на формы:

Объектами олигофренопедагогики являются воспитание, обучение и социальная адаптация детей и подростков с нарушениями интеллекта.

Олигофренопедагогика является педагогической наукой. Предметом олигофренопедагогики является теория и практика обучения, воспитания, социальная адаптация и реабилитация, интеграция в социум школьников с нарушениями интеллекта.

  1. раскрытие значения воспитания в коррекционном развитии умственно отсталого ребёнка;
  2. изучение закономерностей психического развития умственно отсталых;
  3. разработка содержания методов, приемов, средств обучения и воспитания людей, страдающих нарушениями интеллекта и организация их жизни в специальных учреждениях.
  • Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей : Учеб. для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов / С. Д. Забрамная. — 2-е изд.,перераб. — М.: Просвещение, 1995. — 112 с.
  • Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика — М.: Владос, 2005. — 207 с. — ISBN 5-691-00178-7
  • Маллер А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : Учеб. пособие для студ. дефектолог. фак. высш. пед. учеб. завед. и слушателей курсов переподготовки, обуч. по спец. 031700 — Олигофренопедагогика / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. — М.: Академия, 2003. — 208 с. — (Высшее образование)
  • Шипицына, Л. М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе: Социализация детей с нарушением интеллекта / Л. М. Шипицына ; Ин-т спец. педагогики и психологии, МУСиР им. Р. Валленберга. — СПб.: Дидактика Плюс; М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. — 496 с.
  • Мозговой В. М., Яковлева И. М. Основы олигофренопедагогики — 3-е изд., -М.: Академия, 2010. — 224 с.
  • Богдан Н. Н., Могильная М.М Специальная психология.
  • Грачёва Е. К. Руководство по занятию с отсталыми детьми и идиотами.- СПб., 1907.
  • Ковалевский П. И. Отсталые дети (идиоты, отсталые и преступные дети): Их лечение и воспитание.- СПб.,1906.
  • Замский Х. С. История олигофренопедагогики.- М., 1980.
  • Кащенко В. П. Исторический обзор и современное положение дела воспитания — обучения дефективных детей в России//Дефективные дети и школа: Сб. статей . — М., 1912. — С. 272.

Специалистов по олигофренопедагогике готовят:

Россия[править | править код]

Белоруссия[править | править код]

ru.wikipedia.org

Фото больных олигофренией (умственной отсталостью)

Главная » Психиатрия » Олигофрения

Фото 1. Микроцефалия - две сестры.

Фото 2. Больной с микроцефалией.

Фото 3. Внешний вид лица больного с микроцефалией.

Фото 4. Этот же больной микроцефал сидит и смотрит на Вас.

Фото 5. Больная с микроцефалией. Бессмысленая дурашливая улибка на лице.

Фото 6. Головной мозг этой же больной микроцефалией и рядом мозг здорового человека.

Фото 7. Мозг тот же больной, только в профиль.

Фото 8. Мозг микроцефала.

Фото 9. Микрогирия, полушария недоразвиты.

Фото 10. Больной с башенным черепом.

Фото 11. Этот же больной - башенный череп в профиль.

Фото 12. Ребенок с микроцефалией. Рентгеновский снимок черепа.

Фото 13. Гидроцефалия.

Фото 14. Макроцефалия (схематический рисунок).

Фото 15. Макроцефалия у больного.

Фото 16. Тот же больной-макроцефал смотрит на Вас.

Фото 17. Больная с имбецильностью.

Фото 18. Больной с дебильностью глубокой степени. Бессмысленное выражение лица.

Фото 19. Идиотия.

Фото 20. Больной с идиотией.

Фото 21. Идиотия часто сопровождается тяжелыми физическими нарушениями.

Фото 21. Эпикант. Складка возле угла глаза.

Фото 22. Мозговая грыжа.

Фото 22. Неправильный прикус у больной олигофренией.

Фото 23. Форма ушных раковин нарушена.

Фото 24. Полителия - добавочные соски.

Фото 25. Тотальный сколиоз. 

Фото 30. Полидактилия.

Фото 31. Внутренняя водянка головного мозга.

Фото 32. Порэнцефалия больших полушарий.

Фото 33. Болезнь И.Лангдон-Дауна.

Фото 35. Тот же больной с болезнью Дауна.

Фото 36. Географический язык пр болезни Дауна (эмбриодии).

Фото 37. Набор хромосом при Болезни Дауна.

Фото 38. Больной остеохондродистрофией.

Фото 39. Остеохондродистрофия: фас и профиль.

Фото 40. Дизостоз черепа и ключиц.

Фото 41. Остеохондродистрофия - кости изменены.

med-sklad1.ru

Ответы Mail.ru: Кто такой олигофрен?

Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) — врождённое, или приобретённое до трёх лет слабоумие в результате органических повреждений головного мозга. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие. Люди с диагнозом олигофрения составляют в настоящее время 1—3 % всего населения. Умственная отсталость — не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации» .

больной олигофренией-психическое нарушение

Стадия болезни. Самая тяжелая форма идиотизма.

Если не ошибаюсь, это-дебил... дегенерат..

это врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, проявляющееся в недоразвитии всей психики, но главным образом, интеллекта. При таком нарушении развития страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие

Умственно отсталый . Проявляется при рождении и сопровождает ребенка всю жизнь.

Олиго-мало, френ-ум... слабоумие. Олигофрен-это человек страдающий заболеванием олигофренией. Олигофрения-группа различных по этиологии, патогенезу и клинике непрогредиентных патологических состояний, объединенных по общему для них признаку — наличию врожденного или приобретенного в раннем детстве (до 3-х лет) общего психического недоразвития с преимущественной недостаточностью интеллектуальных способностей. Умственное недоразвитие носит тотальный характер, охватывает всю психику в целом. На первом плане — недостаточность высших форм познавательной деятельности (абстрактного мышления) , преобладание конкретности суждений.

touch.otvet.mail.ru

Ответы Mail.ru: значение слова алигофрен

Олигофрен - это человек больной олигофренией. Олигофрения есть врождённое либо приобретённое в раннем возрасте слабоумие, возникшее вследствие ряда причин. К таким причинам можно отнести: наследственные факторы, внутриутробное поражение плода и зародыша, вредные факторы перинатального периода и первых трёх лет жизни.

Олигофрен - слабоумный. Олигос (как-то так) - по гречески - "мало". "Френос" - ум.

олигофрен-лёгкая стадия дебильности

Умственная отсталость (малоумие, олигофрения от греч. oligos — малый + греч. — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной до трехлетнего возраста органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом» . Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции (от лат. de — приставка. означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум) . Слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту) , а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня. «Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных слоях общества, легкие формы достоверно чаще наблюдаются в малообеспеченных семьях» . Умственная отсталость — не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам. Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации» . <a href="/" rel="nofollow" title="5702074:##:ru/Слабоумие" target="_blank" >[ссылка заблокирована по решению администрации проекта]</a>

Больной, тупой, даун, умственно отсталый

touch.otvet.mail.ru

олигофрен — Викисловарь

Морфологические и синтаксические свойства

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. олигофре́н олигофре́ны
Р. олигофре́на олигофре́нов
Д. олигофре́ну олигофре́нам
В. олигофре́на олигофре́нов
Тв. олигофре́ном олигофре́нами
Пр. олигофре́не олигофре́нах

о·ли-го-фре́н

Существительное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: -олигофрен-.

Произношение

  • МФА: [ɐlʲɪɡɐˈfrʲen]

Семантические свойства

Значение
  1. психиатр. тот, кто страдает олигофренией ◆ Каждый олигофрен является до известной степени страдающим психопатией, яркость которой и удельный вес с точки зрения нарушения установленного порядка и прямая социальная опасность обычно тем выше, чем сохраннее интеллект. 〈…〉 Олигофрен может иногда сравнительно легко заучить целые отрывки произведения, стихотворения, ряд пословиц, ходячих выражений и репродуцировать их большей частью очень не кстати, мало понимая внутренний смысл. В. А. Гиляровский, «Психиатрия» // «Медгиз», 1935 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Потомки этих королей представляли собой ярко выраженных олигофренов, неспособных к какой бы то ни было деятельности. Владимир Шахиджанян, «1001 вопрос про ЭТО», 1999 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
  2. перен., разг. и бранн. о тупом, несообразительном или ненормальном, странном человеке ◆ Ну, почему, скажите, Второй Тихоокеанской эскадрой командовал тупица Рожественский, а в Порт-Артуре заправлял олигофрен Стессель? В. П. Аксёнов, «Любовь к электричеству», 1969 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Олигофрен было словечко нашей ранней молодости, вдруг выплывшее, вместе с Виком, из небытия. 〈…〉 — Это же твой шанс. Твой шанс в жизни, олигофрен. Что ты заработаешь своими диссертациями? Алексей Макушинский, «Город в долине», 2012 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
Синонимы
  1.  ?
  2. дурак, тупица, недоумок, недоразвитый
Антонимы
  1.  ?
  2.  ?
Гиперонимы
  1.  ?
  2.  ?
Гипонимы
  1. имбецил
  2. дебил, идиот, кретин

Родственные слова

Этимология

Происходит от слова олигофрения.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Перевод

о тупом, несообразительном или ненормальном, странном человеке

Библиография

Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

ru.wiktionary.org

Олигофрен фото — Кто такой алигофрен? — 3 ответа



Автор Дима Иванчук задал вопрос в разделе Другое

Кто такой алигофрен? и получил лучший ответ

Ответ от Helga[гуру]
Олигофрен это умственно отсталый (МАЛОУМНЫЙ)... .
Умственная отсталость- (малоумие, олигофрения от др. -греч. &#8000;&#955;&#943;&#947;&#959;&#962; — малый + &#966;&#961;&#942;&#957; — ум, разум) — «стойкое, необратимое недоразвитие уровня психической, в первую очередь интеллектуальной деятельности, связанное с врожденной или приобретенной органической патологией головного мозга. Наряду с умственной недостаточностью всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы, речи, моторики и всей личности в целом». Термин «олигофрения» предложил Эмиль Крепелин. Олигофрению (малоумие) как синдром врожденного психического дефекта отличают от приобретенного слабоумия, или деменции (от лат. de — приставка. означающая снижение, понижение, движение вниз, + mens — ум, разум). Слабоумие — снижение интеллекта от нормального уровня (соответствующего возрасту) , а при олигофрении интеллект взрослого физически человека в своем развитии так и не достигает нормального уровня.
«Точная оценка распространённости олигофрений затруднена в связи с различиями в диагностических подходах, в степени терпимости общества к психическим аномалиям, в степени доступности медицинской помощи. В большинстве индустриально развитых стран частота олигофрений достигает 1 % населения, однако подавляющая часть (85 %) пациентов имеют легкую умственную отсталость. Доля средней, тяжелой и глубокой умственной отсталости составляет соответственно 10, 4 и 1 %. Соотношение мужчин и женщин колеблется от 1,5:1 до 2:1. Умеренные и тяжелые степени олигофрении равномерно представлены в различных слоях общества.
Умственная отсталость — не прогредиентный (не прогрессирующий) процесс, а следствие перенесённой болезни. Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.
Иногда олигофрен определяется как «… индивид, неспособный к независимой социальной адаптации».
Источник:

Ответ от Анастасия[гуру]
тупой

Ответ от Pro DJ - просто дядьЖень[гуру]
Не "А",а "О".
Олигофрен - это дебил.

Ответ от Аманжолов Тимур[гуру]
Это Олигофрен. Одна из степеней умственного отставания от нормального развития. От греческого Олигос- малый и френос - ум. Удачи.. . В учебе и борьбе...

Ответ от Ђатьяна Северова[гуру]
ОЛИГОФРЕНИЯ (от олиго.. . и греч. phren - ум) , врожденное или приобретенное в младенческом возрасте недоразвитие психической деятельности. Различают три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. Другими словами форма умственной отсталости. Характеризуется недоразвитостью нервно - психических процессов.


Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Кто такой алигофрен?

Ответ от 3 ответа[гуру]

Привет! Вот еще темы с похожими вопросами:

Умственная отсталость на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Умственная отсталость

3otveta.ru

Три стадии олигофрении: дебильность, имбецильность, идиотия

Олигофрения, которую называют еще умственной отсталостью, является патологией, вызванной психическим дефектом. Болезнь способствует возникновению слабоумия, которое становится следствием изменений церебрального характера.

Распространенность патологии

Как много людей на нашей планете страдают от олигофрении? Ответить на этот вопрос довольно сложно. Дело в том, что для определения патологии существует много методов постановки диагноза «олигофрения», имеющих между собой значительные отличия. По самым приблизительным данным, распространенность недуга находится в пределах от 0,7% до 3%. Причем от него в большинстве случаев страдают представители мужского пола. Женщин же по сравнению с ними в полтора раза меньше.

В определенные возрастные периоды диагностика олигофрении достигает своего пика. Это относится к 6-7, а также к 18-19 годам жизни человека. Перечисленные периоды являются возрастом, когда начинается обучение в школе, а также приближается армейская служба. Самые тяжелые формы олигофрении диагностируются уже в первые годы жизни. А вот патология легкой степени несколько позже. Объясняется это сложностью оценки интеллектуальных способностей, а также психической недоразвитостью в раннем детском возрасте.

Причины патологии

Олигофрения является синдромом, на формирование которого способно оказать влияние большое количество различных факторов. Среди них:

  1. Негативные воздействия на организм человека, которые имеют место во время родов, а также в возрастном периоде до 3 лет. Это гипоксия плода или асфиксия при родах, инфекции раннего детского возраста, черепно-мозговые травмы и т. д.
  2. Внутриутробные вредоносные факторы. Среди них вирусные инфекции (герпес, краснуха), гормональные нарушения, а также микробные инфекции (сифилис и токсоплазмоз).
  3. Хромосомные и генетические патологии. Сюда можно отнести болезнь Дауна, различного вида ферментные нарушения и микроцефалию.

Порой классификация олигофрении производится исходя из перечисленных выше причинных факторов. В этом случае выделяют три формы умственной отсталости. Среди них генетическая, внутриутробная и перинатальная.

Помимо этого медицине известно, что сопровождается олигофрения заболеваниями определенного типа. В этот перечень входят:

  1. Гидроцефалия. Этот недуг вызван избыточным накоплением ликвора, которое имеет место в желудочках мозга. Подобное явление возникает в связи с избыточной продукцией этого вещества или затруднением его оттока.
  2. Микроцефалия. Подобная патология вызвана меньшими размерами черепа и мозга.
  3. Фенилкетонурия. Болезнь возникает при нарушениях метаболизма фенилаланина. Вследствие этого происходит образование значительного объема токсичных веществ – продуктов распада этой аминокислоты.
  4. Токсоплазмоз. Причиной данного заболевания является паразитарное поражение организма. Инфекция матери способна проникнуть в плод и вызвать различные пороки развития, в том числе и в головном мозге.
  5. Болезнь Дауна. Эта патология возникает из-за формирования в организме дополнительной хромосомы. Человек при такой болезни выявляется по своему внешнему виду. У него может наблюдаться задержка физического и умственного развития, а также имеют место пороки сердца.

Диагностика патологии

На сегодняшний день медицина научилась распознавать некоторые недуги, которые способны привести к задержке умственного развития. Например, на ранних сроках развития плода диагностируется болезнь Дауна.

Следующий этап выявления патологии имеет место сразу после появления ребенка на свет. Заключается подобная диагностика в скрининговых исследованиях крови на гипотиреоз и фенилкетонурию - заболевания, приводящие к умственной отсталости.

Порой симптомы олигофрении замечают у предположительно здорового малыша. Для точной постановки диагноза в этом случае проводятся обширные исследования. Они заключаются в выяснении истории жизни пациента и его семейного анамнеза. После этого врач производит осмотр больного для выявления у него неврологических и психических нарушений, а также определения тяжести патологии. Далее не обойдется без назначения цитологических, иммунологических и биохимических исследований. Они позволят выявить наличие недугов внутренних органов, дисфункций ферментной системы и наличие врожденных инфекций.

Степени олигофрении

Самым эффективным диагностическим методом для выявления умственной отсталости является определение коэффициента интеллекта. Исходя из полученного результата выделяют следующие стадии олигофрении: дебильность, имбецильность, а также идиотизм. Однако на сегодняшний день подобная классификация редко используется медиками исходя из этических соображений. Врачи предпочитают указывать на стадии олигофрении нейтральными терминами. Патология в этом случае также классифицируется исходя из полученного коэффициента интеллекта. При этом подразделении олигофрении три стадии имеют следующие степени:

  • легкую – 50-70 баллов;
  • умеренную – 35-50 баллов;
  • тяжелую – менее 20 баллов.

Как видим, чем выше значения коэффициента интеллекта, тем менее выраженной является стадия патологии. Однако традиционное деление патологии позволяет дать более ясную картину недуга. В этом случае как разбивается олигофрения на стадии? Три стадии распределены следующим образом: дебильности соответствует самая легкая и при этом наиболее распространенная форма болезни, имбецильности – средняя, а идиотии – глубокая. Рассмотрим их подробнее.

Дебильность

Болезнь на этой стадии является самым легким и распространенным вариантом умственной неполноценности человека. Причем дебильность, в свою очередь, также группируется по некоторым признакам. По доминирующим проявлениям она может быть дисфорической, астенической, стенической и атонической. Также олигофрения в стадии дебильности может иметь различную степень – легкую, среднюю и тяжелую.

Характеристика больных в стадии дебильности

Люди, страдающие от легкой степени олигофрении, способны запомнить любую информацию. Однако делают они это очень медленно, а затем все быстро забывают. Помимо этого, такие пациенты не способны обобщать и владеть абстрактными понятиями.

Для стадии дебильности характерен конкретно-описательный тип мышления. Такие люди могут говорить лишь об увиденном ими. При этом никаких обобщений и выводов сделано не будет.

Симптомами олигофрении в стадии дебильности являются нарушение понимания логических связей между явлениями и событиями, отсутствие фантазии. Такие люди являются практически самыми честными на свете. Однако подобное имеет место вовсе не из-за их высоких моральных принципов.

Признаками олигофрении в стадии дебильности служат также различные нарушения речи. Больной отличается однообразностью своего рассказа, его безэмоциональностью, примитивным построением предложений и бедным словарным запасом.

Порой на общем фоне патологии может иметь место одаренность человека в некоторых областях. Такие люди иногда способны механически запомнить огромные тексты, имеют абсолютный слух, гениальны в математике или обладают художественным даром.

Также пациенты болезненно воспринимают перемену обстановки. Дело в том, что защищенно и уверенно они чувствуют себя только в привычной для них среде. Такие олигофрены доверчивые и повышенно внушаемые. Именно поэтому их несложно в чем-то убедить, навязав определенную точку зрения, которую они после станут воспринимать как свою собственную. Именно из среды этих пациентов порой выходят не рассуждающие и неуправляемые фанатики, никогда не меняющие своих убеждений. Из-за своей внушаемости такие люди могут стать как вполне нормальными членами общества, так и жестокими, мстительными, злобными и абсолютно асоциальными.

Олигофрения в стадии дебильности порой выражается в излишней возбудимости. А иногда такой человек отличается от остальных своей явной заторможенностью.

Молодых людей, которым поставлен диагноз «дебильность», не призывают на службу в армию, не выдают им права на вождение машины и не разрешают приобретать и хранить оружие. Не примут таких больных на работу в муниципальные и государственные учреждения. Пациенту необходимо систематически наблюдаться у психиатра, что позволит дать шанс на его адаптацию в социуме.

Особенности детского дебилизма

Распознать олигофрению легкой степени у ребенка довольно трудно, ведь на его лице никаких явных признаков заболевания нет. Легкие стадии олигофрении у детей диагностируются при их поступлении в школу. Этот период и является первым пиком выявления патологии. До этого признаки олигофрении практически незаметны, так как дети могут иметь особенности развития, свой тип темперамента и индивидуальность личности. Если даже ребенок явный молчун или, напротив, «торнадо», то в раннем возрасте это ни о чем не говорит. И лишь с поступлением в первый класс признаки олигофрении (дебильности) становятся очевидными. Ведь такие детки не способны освоить школьную программу. Они не могут сосредоточиться и зафиксировать свое внимание на определенном предмете.

Дети, страдающие олигофренией (дебильностью), обладают двумя полюсами эмоциональности. С одной стороны, они могут быть ласковыми, добрыми и приветливыми, а с другой – агрессивными, злыми и угрюмыми. Помимо этого у них есть и два полюса активности. Так, встречаются и чересчур активные дети, и крайне заторможенные. Но и у тех и у других превалируют примитивные инстинкты. А их сексуальная расторможенность вызывает осуждение у социума. Даже подростки не способны скрывать это. Больные с легкой степенью олигофрении часто пристают к девочкам и могут прилюдно онанировать. Особенно страшно, если такие подростки окажутся под влиянием преступников, ведь они не станут обдумывать отданные им указания и просчитывать последствия содеянного.

Имбецильность

Такая степень умственного недоразвития является средней. Она занимает промежуточную позицию, находясь между дебильностью и идиотией. Больных олигофренией в стадии имбецильности нередко называют «вечными детьми». У этих людей высшие функции головного мозга, формирующие уникальность человеческой личности, находятся на самом низком уровне. Психическое развитие пациентов, страдающих имбецильностью, можно сравнить с возрастом дошкольника.

Симптомы имбецильности

Таких больных легко узнать даже по внешним признакам. И это в отличие от пациентов, у которых диагностирована олигофрения в стадии дебильности. Фото людей с имбецильностью является ярким тому подтверждением. В зависимости от выраженности гидро- и микроцефалии, больного отличают непропорциональные размеры черепа. Его голова может быть либо слишком маленькой, либо чересчур крупной. Помимо этого, такие пациенты обладают неправильным прикусом, деформированными лицевыми костями, застывшим немигающим взглядом. А их уши отличаются приросшими к голове мочками. По описанным выше внешним признакам вполне можно выявить среднюю степень олигофрении - имбецильность.

Люди с такой патологией неуклюжи при ходьбе. Они не способны нормально координировать свои движения, часто сутулятся и горбятся. Им не подвластна мелкая моторика, развитие которой невозможно из-за очаговых неврологических симптомов. Большим достижением для лиц, страдающих средней степенью олигофрении – имбецильностью, является самостоятельное завязывание шнурков, а также вдевание нитки в иголку. Такие люди не могут на протяжении всей своей жизни покинуть родительский дом, находясь в нем в статусе примерно семилетних детей. Мать и отец для таких больных – объект неистощимой любви. Своих семей у них почти никогда не бывает. Весьма скудным является у имбецилов и круг общения. Он ограничивается лишь семьей и реабилитационными группами.

Выделяются имбецилы и по своей речи. У людей со средней степенью олигофрении она представляет собой набор, состоящий из двух сотен самых простых слов. Но и ими они пользуются только в случае острой необходимости. Имбецилы косноязычны. Их речь состоит из коротких фраз, причем правильно построить предложения они все равно не могут.

На самом примитивном уровне находится и мышление больных. Помимо этого, у таких людей отсутствует волевой фактор, а эмоции не выходят за рамки обычного проявления радости или гнева. При смене привычных обстоятельств в них вселяются растерянность и страх.

Имбецилы безынициативны и пассивны. Из-за своей легкой внушаемости они нередко попадают под дурное влияние. Именно поэтому на протяжении всей своей жизни такие люди должны находиться под постоянным надзором и контролем.

Довольно узким является и кругозор имбецила. Он находится в границах удовлетворения самых простейших инстинктов и естественных потребностей. Именно поэтому пациенты постоянно ощущают чувство голода.

На этой стадии олигофрения требует постоянного контроля семьи, психиатров и педагогов над больным. В противном случае пациент может быть опасен для окружающих. Выражается это и в сексуальной расторможенности больных, и в их неспособности подавить свои половые влечения. Подобное нередко выливается в такие асоциальные явления, как онанизм, приставание к женщинам и даже совершение преступлений на сексуальной почве.

Степени имбецильности

Олигофрения, имеющая среднюю форму тяжести, включает две разновидности. Она может быть умеренной и выраженной. Это две степени имбецильности, для каждой из которых характерна своя форма умственной отсталости.

Пациенты с умеренной степенью тяжести патологии обладают коэффициентом интеллекта, находящимся в пределах от 34 до 48 баллов. Способность их мышления резко ограничена. Оно конкретное и непосредственно связано со сложившейся ситуацией. Такие пациенты не способны провести анализ, косноязычны, неверно строят предложения и используют при общении лишь минимальный запас слов. Их эмоциональность находится практически на нуле. Плохо развита и мелкая моторика.

Для пациентов с умеренной степенью тяжести имбецильности характерна ярко выраженная неврология. Она проявляется в виде парезов и расстройства чувствительности. В связи с наличием поражений нервов черепно-мозговой зоны нередко возникает эпилепсия. Порой у таких больных обнаруживаются признаки аутизма.

При выраженной степени олигофрении в стадии имбецильности нижняя граница коэффициента интеллекта находится на уровне 20 баллов, а верхняя достигает лишь 34 баллов. Для таких больных характерно наличие весьма колоритной неврологической симптоматики. Так, парезы дополняют параличи, а моторика находится в зачаточном состоянии. Личностные качества и интеллектуальные способности такого человека выражены крайне слабо. Словарный запас у него находится на уровне шестилетнего ребенка. Таким пациентам необходим постоянный контроль на протяжении всей их жизни, а также помощь при простейшем самообслуживании.

Детская имбецильность

На этой стадии олигофрения, в отличие от дебильности, может быть заподозрена уже в самом раннем возрасте. Дети-имбецилы по всем параметрам сильно запаздывают. К году своей жизни они не могут отличить родителей от других людей, не реагируют на обращенную к ним речь, им неинтересны игрушки. Такие детки поздно начинают сидеть и стоять, не берут игрушки, которые протягивают им взрослые, а также не хватаются при угрозе падения за ближайшую опору. Ходить дети, больные олигофренией на стадии имбецилизма, начинают лишь к двум годам. Но и в этом возрасте они не могут понять, чего от них хотят, и более ориентируются на интонацию говорящего, чем на смысл направленного к ним обращения. Таким малышам не свойственна любознательность, и они не проявляют никакого интереса к окружающему миру. Играя, они придерживаются какого-то единого стандарта и нелепой трафаретности. С большим трудом такие дети осваивают речь, но она при этом остается у них косноязычной и отличается неправильным построением предложений.

Достигнув школьного возраста, имбецилы посещают коррекционные классы. Здесь они могут научиться счету до 10, пересказам коротких текстов и чтению по слогам. У этих детей практически нет эмоций, наблюдается тотальное безразличие к окружающему миру. Из-за отсутствия реакции на обращение их нередко принимают за глухих.

Идиотия

Данная форма олигофрении имеет свои внешние проявления в самом раннем возрасте. Больные идиотией, как правило, живут недолго. Большинство из них не перешагивает 20-летнего порога из-за крайне низкой жизнеспособности.

Для олигофрении в стадии идиотии свойственно системное недоразвитие человеческой личности. Больной при этой форме болезни остается всю свою жизнь 2-3-летним ребенком. Такие люди почти полностью беспомощны. Им требуется постоянный присмотр и уход. Невозможным для них в большинстве случаев является и обучение любым навыкам самообслуживания. Лишь приблизившись к 13-14 годам жизни больные подростки начинают умывать лицо, ходить в туалет (но и то под обязательным постоянным контролем) и выполнять другие действия для удовлетворения минимальных потребностей.

Идиотия является дефектом развития, носящим глобальный характер. При этой степени олигофрении происходит нарушение в физическом развитии человека. Он существенно отстает в росте и весе. Помимо этого, пациент часто страдает от соматических заболеваний, в частности от пороков сердца, нарушений слуха и зрения. А из-за дисфункции опорно-двигательного аппарата люди с диагнозом «идиотия» не могут самостоятельно передвигаться. Очень часто для них становится невозможным прямохождение. Сложно им также самостоятельно стоять, сидеть и ползать. У больных нередко наблюдаются сбои в работе кровеносной системы и ЖКТ, деформации черепа, недоразвитие различных внутренних органов и т. д. Помимо двигательного недоразвития нередко имеет место беспорядочная двигательная активность или монотонные движения (раскачивания). А из-за ослабленного иммунитета таких людей часто поражают инфекционные заболевания.

Значительные негативные изменения затрагивает глубокая степень олигофрении и высшие психические функции. Например, восприятие больного ограничено лишь непроизвольными проявлениями ощущений на имеющийся внешний раздражитель. Такие люди реагируют лишь на то, что относится к естественным потребностям – на жару и холод, боль и голод и т. д. Внимание какому-либо предмету они могут уделить не более чем в течение одной минуты. Также у таких больных крайне затруднена ориентация. Они не имеют возможности приспособиться к окружающему миру без организующей, направляющей и сопровождающей помощи.

Помимо этого больные с глубокой степенью олигофрении не способны понять человека, который обращается к ним. Тем не менее их можно научить простейшим действиям, которые могут быть освоены только в результате многократно повторенных просьб. Поведенческая реакция пациентов проявляется только при изменениях интонации, а вот собственная речь у таких людей отсутствует. От них можно услышать только нечленораздельные и бессмысленные звуки.

Отсутствует у больных и память. Ведь она также является одним из компонентов психической деятельности. Как правило, такие люди не запоминают изображения, лица и символы в виде букв и цифр. Лишь изредка случается, что пациенты узнают самых близких им людей и проявляют при этом элементарные эмоции (улыбаются и гулят). Но это касается идиотии не самой глубокой степени.

В качестве высшей познавательной функции отсутствует у этих пациентов и мышление. Для них невозможны даже самые простые операции. Нет у них и осознания собственной личности.

Крайне упрощенной является у таких больных и эмоциональная сфера. Они не способны адекватно реагировать на окружающие события. Эмоции этих людей никак не связаны с какими-либо внешними раздражителями. Они не смеются и не плачут. Им неизвестно чувство сострадания, ненависть, любовь и жалость.

Часто у пациентов можно наблюдать неосознанные реакции в виде агрессии, направленной на самих себя. Помимо этого без всяких видимых причин они могут швырнуть любой предмет в окружающих, толкнуть или ударить находящегося поблизости человека. Реакция на любое порицание у них отсутствует полностью.

fb.ru


Смотрите также