Врач лечебник это кто


Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» и его особенности

21 марта 2017 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 293н был утвержден профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)».

Напоминаем, что в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Согласно части 1 статьи если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Учитывая наличие действующих квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённых приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н и ряд других нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты обязательны в части требований к образованию, обучению, уровню знаний, умениям и навыкам медицинских работников (подробнее об этом можно прочитать в статьях и «Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения» и «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения»).

В настоящее время в РФ утверждены следующие профессиональные стандарты для медицинских работников:

  • Профессиональный стандарт «Специалист по педиатрии»
  • Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела»
  • Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал»
  • Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог»
  • Профессиональный стандарт «Провизор»
  • Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»

Общая характеристика профессионального стандарта и обобщенной трудовой функции

Безусловно, профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» – это один из ключевых профессиональных стандартов в сфере здравоохранения, поскольку именно «на плечах» участковых врачей-терапевтов лежит значительная часть деятельности по оказанию первичной врачебной медико-санитарной помощи.

В соответствии с принятым стандартом основная цель деятельности врачей-лечебников определена как «сохранение и укрепление здоровья взрослого населения». Такое определение вызывает некоторые вопросы. Так, если верить профстандарту, в основную цель деятельности врача-лечебника как раз и не входит лечение заболеваний. Формулировка «сохранение и укрепление здоровья» заимствована из пункта 5 статьи 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и обозначает она проведение профилактики в сфере охраны здоровья.

В качестве обобщённой трудовой функции стандартом предусмотрено выполнение данными специалистами функций по оказанию первичной медико-санитарной помощи взрослому населению в амбулаторных условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения, в том числе на дому при вызове медицинского работника.

В качестве возможных наименований должностей и профессий предусмотрено всего лишь одно наименование – «врач-терапевт участковый». Таким образом, мы можем ожидать, что обычному врачу-терапевту будет посвящен отдельный профессиональный стандарт.

Вместе с тем вызывает удивление отсутствие такого наименования должности как «врач-терапевт участковый цехового врачебного участка». Несмотря на то, что указанная должность имеет гораздо меньшее распространение, чем участковый терапевт, она предусмотрена такими нормативно-правовыми актами как квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная приказом Министерстве здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1183н. Конечно, есть вероятность появления отдельного стандарта по этой должности (а надо ли?) – но до такого появления существует определённый пробел в характеристике квалификации, необходимой для выполнения функций участкового врача-терапевта цехового врачебного участка.

Требования к образованию, обучению и опыту работы

Требования к образованию и обучению врача-терапевта участкового, в соответствии с профстандартом, включают следующее:

  • высшее образование - специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.;
  • высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»;
  • подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
  • дополнительное профессиональное образование - профессиональная переподготовка по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Можно сделать вывод, что авторы профессионального стандарта ориентировались на квалификационные требования к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённые приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н (требование 2-4), а также на приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» (требование 1).

Тем не менее, предложенная профстандартом редакция требований к образованию предполагает неверное толкование, в соответствии с которым для работы врачом-терапевтом участковым достаточно выполнения одного из указанных выше требований (равно как можно думать, что необходимо выполнение всех 4 требований). На самом же деле первое требование (специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.) по логике должно относиться исключительно к выпускникам медицинских вузов, которые теперь уполномочены (почти) приступать к работе после прохождения первичной аккредитации, минуя этап ординатуры. Остальные же требования очевидно относятся к «полноценным» врачам, получившим также послевузовское образование в интернатуре/ординатуре, притом, что третье требование (подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия») и четвертое требование (ДПО) напрямую привязано к выполнению второго (высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело») и прав на «самостоятельную жизнь» не имеют.

Кроме того, новым профстандартом не предусмотрена возможность назначения на должность врача-терапевта участкового врачей со специальностью «Общая врачебная практика (семейная медицина)», несмотря на то, что это фигурирует в приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н. Квалификационные требования к образованию в этом случае такие: высшее образование - специалитет по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», подготовка в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» либо профессиональная переподготовка по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии высшего образования (ординатура) по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия». Тем не менее, повторяемся, что данные нормы не нашли отражения в профстандарте.

Если поставить целью полное соответствие профессионального стандарта приказу Минздрава России от 08.10.2015 № 707н и логике приказа Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061, то требования к образованию и обучению должны иметь такую редакцию (должны быть выделены три альтернативных варианта требований к образованию и обучению врача-терапевта участкового):

  • I. Высшее образование - специалитет по специальности «Лечебное дело» завершившим обучение в соответствии с федеральным образовательным стандартом высшего образования с 2017 г.
  • II. Высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
    • а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия»;
    • б) с дополнительным профессиональным образованием - профессиональной переподготовкой по специальности «Терапия» при наличии подготовки в ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».
  • III. Высшее образование - специалитет по специальностям «Педиатрия» или «Лечебное дело»:
    • а) с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)»;
    • б) с дополнительным профессиональным образованием - профессиональной переподготовкой по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» при наличии подготовки в ординатуре по одной из специальностей: «Педиатрия», «Терапия».

Вместе с тем, мы полагаем, что такой подход не соответствуют современным подходам к медицинскому образованию и нуждается в изменениях.

Квалификация «врач-лечебник» и «врач-терапевт»

Так, в приказе Минздрава России от 08.10.2015 № 707н отсутствуют требования к специальности «лечебное дело», что не так удивительно, потому что специальность «лечебное дело» совсем недавно (январь 2017) была добавлена в Номенклатуру специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, утвержденную Приказом Минздрава России от 07.10.2015 № 700н. Не стоит путать медицинские и фармацевтические специальности со специальностями образования, однако стоит отметить и то, что Минздравом и организациями ДПО уже давно смешены эти два понятия, что юридически некорректно.

Согласно приказу Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования» «врач-лечебник», – это квалификация, соответствующая специальности 31.05.01 – Лечебное дело (уровень образования – специалитет). По крайней мере так стало с 22 мая 2017 года, до этого специальности 31.05.01 – Лечебное дело соответствовала квалификация «Врач общей практики». Квалификация «врач-терапевт» - это квалификация, соответствующая специальности 31.08.49 – Терапия (уровень образования - ординатура).

Обращаем внимание на то, что разный уровень образования и разная квалификация никак не может подразумевать занятие одной и той же должности. По нашему мнению, позиция авторов стандарта, отождествляющая «врача-лечебника» с «врачом-терапевтом участковым» ошибочна – так как первая требует лишь высшего образования в форме специалитета, а вторая – последипломного образования (с подготовкой в интернатуре/ординатуре). Вполне логичным является то, что круг трудовых функций и обязанностей у врача с последипломным образованием должен быть шире чем у только что закончившего медицинский ВУЗ специалиста. Должности и функции специалистов, имеющих уровень образования специалитет, и специалистов, имеющих уровень образования кадров высшей квалификации, не могут быть идентичными. Во-первых, это логично, а, во-вторых, это вытекает из части 9 статьи 82 Закона об образовании, в которой указано, что подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников.

Таким образом, по мнению Факультета Медицинского Права, необходимо выделять две должности с различными требованиями к ним и с отличающимися трудовыми функциями: «врач-лечебник» (для выпускников ВУЗов не имеющих последипломного образования в форме интернатуры/ординатуры) и «врач-терапевт участковый» (для выпускников ВУЗов с подготовкой в интернатуре/ординатуре»).

Соответственно, желательно разработать по каждой из должностей свой профстандарт или, по крайней мере, предусмотреть различия в их трудовых функциях (трудовые действия, необходимые знания и умения). Также необходимо внести изменения в приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, четко определив требования к специальности «лечебное дело».

Также мы считаем целесообразным более четкое разграничение должностей врача общей практики (семейного врача) и врача-терапевта участкового. Как уже указывалось выше, приказ Минздрава России от 08.10.2015 № 707н предусматривает работу врача со специальностью «Общая врачебная практика (семейная медицина)» на должности врача-терапевта участкового без переподготовки. Вместе с тем, данный приказ не позволяет врачу со специальностью «терапия» без переподготовки работать на должности семейного врача. По нашему мнению, нет никаких оснований считать, что врачи, имеющие специальность «семейная медицина» владеют большим объемом знаний и умений, чем врачи со специальностью «терапия».

Учитывая указанное, нам представляется что нормы приказа Минздрава России от 08.10.2015 № 707н требуют корректировки (или в форме создания отдельной должности для семейных врачей, работающих на участке, или в форме исключения из текста приказа норм, позволяющих семейным врачам, не проходя переподготовки, занимать должность врача-терапевта участкового). В тоже время окончательно сформулировать возможные изменения в законодательстве, касающиеся семейных врачей, станет возможным лишь после выхода профессионального стандарта «Семейный врач». Однако этот приказ требует отдельного правового анализа, что не является задачей настоящей статьи.

Требования к опыту практической работы для врача-лечебника отсутствуют, что вполне закономерно, поскольку должность врача-терапевта участкового нередко является одной из первых ступенек в карьере молодого врача.

Особые условия допуска к работе

Интереснее выглядят особые условия допуска к работе, определенные в стандарте. Кроме прохождения медицинских осмотров и отсутствия ограничений на занятия профессиональной деятельностью они включают наличие сертификата специалиста по специальности «Терапия» и (или) свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Лечебное дело».

Мы никак не можем согласиться с предложенной редакцией условий допуска к работе. И вот почему.

Свидетельство об аккредитации по специальности «Лечебное дело» будет лишь у выпускников медицинских ВУЗов с первичной аккредитацией и без последипломного образования. Однако это лишь одна из категорий лиц, которые могут занимать должность врача-лечебника (как мы уже указывали выше, целесообразно отделить эту должность от должности врача-терапевта участкового, как требующую меньшей квалификации).

Что касается врачей с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Терапия», то у них может быть сертификат специалиста по специальности «Терапия» или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Терапия». Обращаем внимание на то, что сегодняшняя редакция профессионального стандарта не предусматривает допуск к работе со свидетельством об аккредитации по специальности «Терапия». В профессиональном стандарте упоминается сертификат по специальности «Терапия», но не свидетельство об аккредитации.

Профстандарт также полностью игнорирует условия допуска к работе с подготовкой в интернатуре/ординатуре по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» (работа врачей такой специальности на должности врача-терапевта участкового предусмотрена приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н ). Такие врачи, в соответствии с требованиями ст. 69, 100 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, должны иметь сертификат специалиста по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» или свидетельство об аккредитации специалиста по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)».

Другие характеристики обобщенной трудовой функции

Из других характеристик трудовой функции врача-лечебника в профессиональном стандарте выделено:

  • соблюдение врачебной тайны;
  • соблюдение Клятвы врача;
  • соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (законными представителями пациентов), коллегами;
  • знание законодательства в сфере охраны здоровья, нормативных правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программ государственных гарантий, обязательного медицинского страхования, трудового законодательства Российской Федерации;
  • профессиональное развитие специалиста (включая дополнительное профессиональное образование).

Указанные характеристики, по мнению Факультета Медицинского Права, также нуждаются в определенной корректировке. Так, например, не совсем ясно, зачем соблюдение врачебной тайны понадобилось выделять отдельно, если такое соблюдение предусмотрено федеральным законодательством, Клятвой врача и принципами медицинской этики, о необходимости соблюдения которых указывается ниже.

Также, исходя из формулировок профессионального стандарта, врач-лечебник должен соблюдать принципы врачебной этики и деонтологии исключительно с пациентами, их законными представителями и коллегами. Таким образом, если читать нормы стандарта буквально, врач может не соблюдать этические принципы с родственниками пациентов, специалистами смежных профессий и т.д. По нашему мнению, в профстандарте необходимо не ограничивать соблюдение принципов врачебной этики и деонтологии определенным кругом лиц – врач должен соблюдать эти принципы в отношении с любым человеком.

Вопросы вызывает и включение в профессиональный стандарт знание законодательства в сфере охраны здоровья, программ государственных гарантий, обязательного медицинского страхования и даже трудового законодательства Российской Федерации. Факультет Медицинского Права всегда выступал за повышение правовой грамотности медицинских работников и подчеркивал необходимость обучения врачей основам медицинского права.

Вместе с тем, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования по направлению подготовки 31.05.01 Лечебное дело (уровень специалитета), утвержденном приказом Минобрнауки России от 09.02.2016 № 95 отсутствуют какие-либо компетенции, относящиеся к знанию медицинского, и тем более – страхового и трудового законодательства. На практике также в большинстве случаев, в процессе обучения по направлению «Лечебное дело», студенты ознакамливаются лишь с основами правоведения (пусть и с учетом медицинской специфики). Аналогичным образом дело состоит со специалитетом по специальности «Педиатрия».

Очевидно, авторы профстандарта ориентировались на Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н. Действительно, в соответствии с ним, терапевт должен знать законодательство РФ в сфере здравоохранения, медицинского образования и регулирования трудовых правоотношений. Однако остается непонятным каким именно образом врач-терапевт будет получать эти знания, если обучения им в образовательных стандартах не предусмотрено. По мнению Факультета Медицинского Права, необходимо обеспечить согласованность профессионального стандарта и Федерального государственного образовательного стандарта в части обучения будущих врачей медицинскому праву. Наиболее оптимальным способом обеспечения такого соответствия будет внесение изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт с последующей корректировкой учебных программ и планов (включению в них дисциплины «Медицинское право», предусматривающей изучение законодательства, знание которого предусматривается профстандартом).

Что касается профессионального обучения специалистов, то продолжаем придерживаться мнения (которое было подробно изложено в статье «Анализ профстандартов «Врач-стоматолог» и «Провизор»: ошибки законодателя») о том, что профессиональное обучение медицинских работников (включая повышение квалификации) должно входить в раздел «Требования к образованию и обучению», а не в «Другие характеристики».

Трудовые функции врача-лечебника

К трудовым функциям врача-лечебника, профессиональный стандарт относит:

  • оказание медицинской помощи пациенту в неотложной или экстренной формах;
  • проведение обследования пациента с целью установления диагноза;
  • назначение лечения и контроль его эффективности и безопасности;
  • реализация и контроль эффективности медицинской реабилитации пациента, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов, оценка способности пациента осуществлять трудовую деятельность;
  • проведение и контроль эффективности мероприятий по профилактике и формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения
  • ведение медицинской документации и организация деятельности находящегося в распоряжении среднего медицинского персонала.

Для каждой из этих функций профстандартом предусмотрены трудовые действия, необходимые умения и необходимые знания. К сожалению, объем данной статьи не позволяет изложить детальный анализ каждой из них. Тем не менее, можно утверждать, что формулировки, которые содержаться в описании составных трудовых действий, необходимых умений и необходимых знаний в ряде случаев нуждаются в уточнении либо изменении. Приведем ряд примеров.

Для нескольких функций в качестве необходимого умения врача-лечебника предусматривается проведение полного физикального обследования пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация). При этом лабораторные и инструментальные исследования, в соответствии с описанием необходимых умений и трудовых действий, врачом лечебником не проводятся: его действия ограничиваются определением объема и составлением плана лабораторных/инструментальным исследований и направлением на такие исследования. На практике участковый терапевт самостоятельно проводит ряд простых инструментальных исследований – таких как антропометрия, термометрия, тонометрия, фарингоскопия и т.д. Однако в профессиональном стандарте это не отражено.

Также в профстандарте не отражена одна из важнейших, на наш взгляд, функций врача-терапевта – выписывание лекарственных препаратов. Факультет Медицинского Права обращает внимание, что в соответствии с Порядком назначения и выписывания лекарственных препаратов, утвержденным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1175н, «выписывание» и «назначение не являются синонимами (ряд норм упомянутого порядка касаются исключительно выписывания, в то время как ряд других – исключительно назначения). Исходя из норм профессионального-стандарта, врач-лечебник может только назначать препараты, но не выписывать рецепты на них.

С правовой точки зрения некорректно относить к трудовым действиям участкового врача оценку эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов. Безусловно, в соответствии с частью 2 статьи 73 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский работник обязан сообщать в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти о побочных действиях, нежелательных реакциях, серьезных нежелательных реакциях, непредвиденных нежелательных реакциях при применении лекарственных препаратов, об индивидуальной непереносимости, отсутствии эффективности лекарственных препаратов, а также об иных фактах и обстоятельствах, представляющих угрозу жизни или здоровью человека либо животного при применении лекарственных препаратов и выявленных на всех этапах обращения лекарственных препаратов в Российской Федерации и других государствах. Однако оценка эффективности и безопасности применения лекарственных препаратов относится к фармаконадзору. В частности, составление отчетов по безопасности лекарственного препарата для медицинского применения (далее - периодический отчет), содержащих информацию по безопасности конкретного лекарственного препарата, которые содержат обоснованную оценку ожидаемой пользы и возможного риска применения относится к компетенции Росздравнадзора, а не отдельных врачей-терапевтов. С учетом изложенного выше данную функцию врача-лечебника лучше сформулировать как «мониторинг безопасности и эффективности проводимого лечения».

Также следует обратить внимание на то, что на участкового терапевта профстандартом возложены такие трудовые действия как «организация и проведение медицинских осмотров с учетом возраста, состояния здоровья, профессии в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и иными документами». Возложение обязанности организации медосмотров на врача не соответствует статье 212 Трудового кодекса РФ, которая устанавливает обязанность работодателя организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями. Учитывая приведенные нормы трудового законодательства, целесообразно формулировать в профстандарте трудовые действия врача как «содействие в организации и непосредственное проведение медицинских осмотров».

Недочеты, связанные с описанием трудовых функций врача-лечебника, не ограничиваются исключительно рассмотренным выше – приведены лишь наиболее яркие примеры. На наш взгляд, трудовые функции участкового терапевта необходимо привести в полное соответствие с существующей нормативно-правовой базой, регулирующей его профессиональные права и обязанности (включая положение об организации деятельности, порядки и стандарты оказания медицинской помощи и т.д.). Так, в качестве примера можно привести Положение об организации деятельности врача-терапевта участкового, утвержденное приказом Минздрава РФ от 7 декабря 2005 г. № 765. Согласно п. 6 этого Положения врач-терапевт участковый формирует врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, но об этой функции не упоминается в профстандарте. В этом же пункте Положения на врача-терапевта возложена обязанность по организации и проведению школ здоровья, которая опять же отсутствует в профстандарте. Мы полагаем, что существует необходимость добиться гармонизации норм профессионального стандарта с иными правовыми актами в области медицины – внеся изменения либо в профстандарт, либо в несоответствующие ему нормативно-правовые акты.

Резюме

Заканчивая анализ профессионального стандарта «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)» мы можем говорить о том, что ряд его положений требует значительной корректировки. Вместе с тем, общее качество подготовки стандарта в целом выше чем у профстандартов «Врач – стоматолог» и «Провизор», в частности он избавлен от части ошибок на которые мы указывали, рассматривая предыдущие профессиональные стандарты.

kormed.ru

Razmut - резюме для размученых, вакансии для исполнения мечты!

Многочисленные представители этой профессии оказывают непосредственную медицинскую помощь населению в одном из лечебно-профилактических учреждений (больница, поликлиника, диспансер, амбулатория, родильный дом и т. д.), в клиниках учебных и научно-исследовательских медицинских институтов, в санаториях и профилакториях, а также в учреждениях системы социального обеспечения (домах инвалидов, престарелых, психоневрологических интернатах).

- Найти работу / поиск вакансий
- Выложить / создать резюме
- Выложить / создать вакансию

Пройдя специальный курс обучения, а затем интернатуру, молодой врач-лечебник начинает самостоятельную деятельность по избранному клиническому профилю: терапии, хирургии, гинекологии и др. Подготовкой таких врачей-лечебников, как педиатры и стоматологи, занимаются специальные медицинские институты или факультеты. Лечебных специальностей, очень много. В последние годы отмечается тенденция к развитию все более узкой специализации, при которой происходит выделение самостоятельных клинических дисциплин, исследующих заболевания сердца (кардиология), органов дыхания (пульмонология), желудочно-кишечного тракта (гастроэнтерология), почек (нефрология) и пр.

Характер деятельности врача-лечебника различен в зависимости от его специальности. Так, хирург в своей работе широко обращается к оперативным методам лечения, связанным с рассечением и иссечением тканей, тогда как врач-лаборант исследует различные среды человеческого организма — кровь, мочу, желудочный сок, спинномозговую жидкость и др., а с самим больным контакта не имеет.

Процесс диагностики и лечения требует больших затрат труда и сопровождается значительным умственным и нервно-эмоциональным напряжением. Болезнь — это враг, иногда затаившийся до поры до времени, иногда маскирующийся под другие заболевания или варианты нормы. И его надо найти и выбрать наиболее надежный способ, чтобы обезвредить.

Существенно отличается характер труда врачей-лечебников и в зависимости от того, где они работают — в поликлинике или в больнице. Особенно сложно работать в поликлинических условиях. Здесь получают полный курс лечения от начала и до конца заболевания 80 процентов больных. Ежегодно амбулаторно-поликлинические учреждения нашей страны обслуживают до 3,5 миллиарда посещений. Именно сюда обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: что с больным, где и как его лечить, трудоспособен он или нет, возможны ли осложнения, не опасна ли болезнь для окружающих и многие другие.

Важное место в работе поликлинического врача занимают профилактические мероприятия. К ним относятся прививки против инфекционных заболеваний, медицинские осмотры с целью выявления болезней в самых ранних стадиях или так называемых факторов риска, определяющих повышенную подверженность человека заболеванию той или иной болезнью, предотвращение обострений и осложнений у больных хроническими заболеваниями. Последнее достигается с помощью так называемого диспансерного наблюдения: больных, страдающих затяжными болезнями, берут на учет и устанавливают за ними систематическое наблюдение, благодаря которому врач получает возможность заблаговременно, не ожидая наступления выраженного обострения, провести необходимое лечебное воздействие (к примеру, предупредительные курсы лечения больным ревматизмом или язвенной болезнью весной и осенью, когда учащаются обострения этих заболеваний).

Специфическим и очень ответственным разделом работы в поликлинике является экспертиза трудоспособности. Врач — единственное лицо, которое имеет право предоставлять оплачиваемое освобождение от работы. Пользоваться этим правом надлежит разумно, так как необоснованное отстранение человека от работы может даже принести ему вред, не говоря уже об экономическом ущербе, который наносится при этом производству. Но также не менее важно своевременно освободить больного человека от работы (иногда вопреки его желанию), чтобы в оптимальные сроки восстановить его здоровье, не дать возникнуть осложнениям либо предупредить распространение инфекции (например, при гриппе даже в очень легкой форме).

Пациентов, требующих более интенсивного, иногда экстренного лечения, которое не может быть обеспечено в поликлинических условиях, направляют в стационары, где больные находятся на круглосуточном содержании при бесплатном лечении и питании. В отделениях больницы лечащие врачи ежедневно проводят обходы палат, осматривают больных, назначают обследование и лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы.

Больницы бывают разной вместимости — от 50 — 100 коек в сельской местности до 1,5 — 2 тысяч и более в крупных городах. Некоторые стационары имеют отделения лишь основных медицинских профилей, к которым относятся терапия, хирургия, гинекология. Крупные больницы бывают многопрофильными и включают, скажем, травматологическое, кардиологическое, гастроэнтерологическое и другие отделения. А есть и специализированные стационары — например, инфекционные, психиатрические, туберкулезные больницы. В их числе также и родильные дома.

Во главе каждого специализированного отделения (больничного или поликлинического) стоит заведующий. Как правило, это врач высокой квалификации, сочетающий богатый клинический опыт с организаторскими способностями.

Опираясь на помощь старших медицинских сестер и в тесном контакте с общественными организациями, заведующие отделениями неустанно заботятся, чтобы в коллективе лечебного учреждения сложилась атмосфера делового сотрудничества, взаимопонимания. Это очень важно не только для того, чтобы работа в каждой больнице, поликлинике, диспансере доставляла удовлетворение тем, кто там трудится: от внутреннего психологического климата, установившегося в лечебном коллективе, в немалой степени зависит общий результат всей его деятельности. Ведь это только кажется, что врач или медсестра работает один на один с больными. На самом деле все участники лечебного процесса находятся в постоянном, порой очень сложном взаимодействии друг с другом. Выражения «плечом к плечу», «чувство локтя» не утратили здесь своего первоначального смысла.

В остальных случаях сотрудничество не столь демонстративно, но отнюдь не менее значимо. Как воспринимает и как комментирует один врач заключение, рекомендацию другого? (Иными словами, какова степень взаимного доверия между коллегами и насколько они уважают друг друга?) Что и как говорит о лечащем враче или как молчит о нем медсестра или санитарка? Все это и многое другое не укроется от настороженного слуха и пристального взгляда пациента. Расположение младшего и среднего персонала, уважение коллег обязательно передается больным, повышает их веру во врача и содействует успеху лечения. И напротив — любое выражение неодобрения, пренебрежения, скептического отношения настораживает пациентов, особенно мнительных, подрывает их доверие к врачу, заставляет сомневаться в правильности его действий, в успехе лечения.

Не меньшее значение имеет то, как держатся, разговаривают врачи со своими помощниками. Тактичность, внимание, доброта, готовность к бескорыстной помощи в сочетании с принципиальностью и справедливой требовательностью — вот качества, необходимые каждому врачу (а особенно занимающему руководящий пост) во взаимоотношениях с коллегами и подчиненными для создания и поддержания в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

С уважением команда Портала – «Размут»

Razmut.ru ©


www.razmut.ru

Лечебник — Википедия

Лече́бник (устар.; также лечник; от лечить)

  • Лечебник (Врачебник; устар.) — книга, полно и популярно наставлявшая о лечении болезней[1].
  • Лечебник (Травник) — древнерусский переводной изборник с наставлениями о разных важных жизненных случаях, для благополучного исхода которых необходимо слово, молитва или заговор, или вещая примета[2][3].
  • «Современный лечебник» (СПб., 1874—1875) — журнал[4], издававший профессором фармакологии и гидротерапии Иосифом Забелиным (1833—1875).
  • «Лечебник Гагика-Хетума» (X—XIII века) — средневековый армянский лечебник.
  • «Лечебник врача Ованеса» (1438) — армянский лечебник.
  • «Лечебник врача Алексианоса» (XVI век) — по фармакологии.
  • «Лечебник на иноземцев» (XVII век) — памятник русской смеховой литературы.
  • «Домашний лечебник» (5 т., 1769) — шотландского врача Уильяма Бухана (1729—1805)
  • «Краткий лечебник» (изд. 1793) — армянского врача Петроса Калантаряна.
  • Травник
  1. ↑ Врачевать // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль. — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа, 1880—1882.
  2. ↑ Травники или лечебники // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
  3. ↑ Травники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. ↑ Современный Лечебник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Список значений слова или словосочетания со ссылками на соответствующие статьи.
Если вы попали сюда из текста другой статьи Википедии, пожалуйста, вернитесь и уточните ссылку так, чтобы она указывала на нужную статью.

ru.wikipedia.org

Razmut - резюме для размученых, вакансии для исполнения мечты!

Многочисленные представители этой профессии оказывают непосредственную медицинскую помощь населению в одном из лечебно-профилактических учреждений (больница, поликлиника, диспансер, амбулатория, родильный дом и т. д.), в клиниках учебных и научно-исследовательских медицинских институтов, в санаториях и профилакториях, а также в учреждениях системы социального обеспечения (домах инвалидов, престарелых, психоневрологических интернатах).

- Найти работу / поиск вакансий
- Выложить / создать резюме
- Выложить / создать вакансию

Пройдя специальный курс обучения, а затем интернатуру, молодой врач-лечебник начинает самостоятельную деятельность по избранному клиническому профилю: терапии, хирургии, гинекологии и др. Подготовкой таких врачей-лечебников, как педиатры и стоматологи, занимаются специальные медицинские институты или факультеты. Лечебных специальностей, очень много. В последние годы отмечается тенденция к развитию все более узкой специализации, при которой происходит выделение самостоятельных клинических дисциплин, исследующих заболевания сердца (кардиология), органов дыхания (пульмонология), желудочно-кишечного тракта (гастроэнтерология), почек (нефрология) и пр.

Характер деятельности врача-лечебника различен в зависимости от его специальности. Так, хирург в своей работе широко обращается к оперативным методам лечения, связанным с рассечением и иссечением тканей, тогда как врач-лаборант исследует различные среды человеческого организма — кровь, мочу, желудочный сок, спинномозговую жидкость и др., а с самим больным контакта не имеет.

Процесс диагностики и лечения требует больших затрат труда и сопровождается значительным умственным и нервно-эмоциональным напряжением. Болезнь — это враг, иногда затаившийся до поры до времени, иногда маскирующийся под другие заболевания или варианты нормы. И его надо найти и выбрать наиболее надежный способ, чтобы обезвредить.

Существенно отличается характер труда врачей-лечебников и в зависимости от того, где они работают — в поликлинике или в больнице. Особенно сложно работать в поликлинических условиях. Здесь получают полный курс лечения от начала и до конца заболевания 80 процентов больных. Ежегодно амбулаторно-поликлинические учреждения нашей страны обслуживают до 3,5 миллиарда посещений. Именно сюда обращается большинство впервые заболевших. При встрече с каждым из них врач за очень короткое время должен решить множество вопросов: что с больным, где и как его лечить, трудоспособен он или нет, возможны ли осложнения, не опасна ли болезнь для окружающих и многие другие.

Важное место в работе поликлинического врача занимают профилактические мероприятия. К ним относятся прививки против инфекционных заболеваний, медицинские осмотры с целью выявления болезней в самых ранних стадиях или так называемых факторов риска, определяющих повышенную подверженность человека заболеванию той или иной болезнью, предотвращение обострений и осложнений у больных хроническими заболеваниями. Последнее достигается с помощью так называемого диспансерного наблюдения: больных, страдающих затяжными болезнями, берут на учет и устанавливают за ними систематическое наблюдение, благодаря которому врач получает возможность заблаговременно, не ожидая наступления выраженного обострения, провести необходимое лечебное воздействие (к примеру, предупредительные курсы лечения больным ревматизмом или язвенной болезнью весной и осенью, когда учащаются обострения этих заболеваний).

Специфическим и очень ответственным разделом работы в поликлинике является экспертиза трудоспособности. Врач — единственное лицо, которое имеет право предоставлять оплачиваемое освобождение от работы. Пользоваться этим правом надлежит разумно, так как необоснованное отстранение человека от работы может даже принести ему вред, не говоря уже об экономическом ущербе, который наносится при этом производству. Но также не менее важно своевременно освободить больного человека от работы (иногда вопреки его желанию), чтобы в оптимальные сроки восстановить его здоровье, не дать возникнуть осложнениям либо предупредить распространение инфекции (например, при гриппе даже в очень легкой форме).

Пациентов, требующих более интенсивного, иногда экстренного лечения, которое не может быть обеспечено в поликлинических условиях, направляют в стационары, где больные находятся на круглосуточном содержании при бесплатном лечении и питании. В отделениях больницы лечащие врачи ежедневно проводят обходы палат, осматривают больных, назначают обследование и лечение, выполняют всевозможные манипуляции, включая хирургические операции, организуют консультации и консилиумы.

Больницы бывают разной вместимости — от 50 — 100 коек в сельской местности до 1,5 — 2 тысяч и более в крупных городах. Некоторые стационары имеют отделения лишь основных медицинских профилей, к которым относятся терапия, хирургия, гинекология. Крупные больницы бывают многопрофильными и включают, скажем, травматологическое, кардиологическое, гастроэнтерологическое и другие отделения. А есть и специализированные стационары — например, инфекционные, психиатрические, туберкулезные больницы. В их числе также и родильные дома.

Во главе каждого специализированного отделения (больничного или поликлинического) стоит заведующий. Как правило, это врач высокой квалификации, сочетающий богатый клинический опыт с организаторскими способностями.

Опираясь на помощь старших медицинских сестер и в тесном контакте с общественными организациями, заведующие отделениями неустанно заботятся, чтобы в коллективе лечебного учреждения сложилась атмосфера делового сотрудничества, взаимопонимания. Это очень важно не только для того, чтобы работа в каждой больнице, поликлинике, диспансере доставляла удовлетворение тем, кто там трудится: от внутреннего психологического климата, установившегося в лечебном коллективе, в немалой степени зависит общий результат всей его деятельности. Ведь это только кажется, что врач или медсестра работает один на один с больными. На самом деле все участники лечебного процесса находятся в постоянном, порой очень сложном взаимодействии друг с другом. Выражения «плечом к плечу», «чувство локтя» не утратили здесь своего первоначального смысла.

В остальных случаях сотрудничество не столь демонстративно, но отнюдь не менее значимо. Как воспринимает и как комментирует один врач заключение, рекомендацию другого? (Иными словами, какова степень взаимного доверия между коллегами и насколько они уважают друг друга?) Что и как говорит о лечащем враче или как молчит о нем медсестра или санитарка? Все это и многое другое не укроется от настороженного слуха и пристального взгляда пациента. Расположение младшего и среднего персонала, уважение коллег обязательно передается больным, повышает их веру во врача и содействует успеху лечения. И напротив — любое выражение неодобрения, пренебрежения, скептического отношения настораживает пациентов, особенно мнительных, подрывает их доверие к врачу, заставляет сомневаться в правильности его действий, в успехе лечения.

Не меньшее значение имеет то, как держатся, разговаривают врачи со своими помощниками. Тактичность, внимание, доброта, готовность к бескорыстной помощи в сочетании с принципиальностью и справедливой требовательностью — вот качества, необходимые каждому врачу (а особенно занимающему руководящий пост) во взаимоотношениях с коллегами и подчиненными для создания и поддержания в коллективе благоприятного морально-психологического климата.

С уважением команда Портала – «Размут»

Razmut.ru ©


< Предыдущая   Следующая >

www.razmut.ru

врач-лечебник | Russian to English

врач-лечебник

Medical Doctor

Explanation:
Это то, чем так гордятся врачи в США- аббревиатура после имени -MD .
А в нашем дипломе- врач, иимеющий право заниматься лечебной деятельностью, выписывать лекарства,пр. Присваивают звание МД сразу после института ( у меня в дипломе - перевод выполнен не мной, а высококвалифицированным переводчиком), потом специализация и т.д. Это отличает от выпускников, допустим, сан-гигиенического факультета. У нас они - не "врач-лечебник", а на Западе - санитарный инспектор.

--------------------------------------------------
Note added at 1 hr 43 mins (2005-01-11 19:29:38 GMT)
--------------------------------------------------

Ссылка - сайт Винницкого мединститута. Согласно этой ссылке, можно еще добавить впереди Physician. Но это точно \"лечебное дело\", поскольку у них сайт на русском и украинском языках тоже(можно глянуть).
http://vnmu.vn.ua/eng/about.html
Majors, degrees awarded, & duration of study for each major:
Majors Degrees awarded
General Medicine: Physician, M.D. 6 years
Pediatrics :Pediatrician, M.D. 6 years
Dentistry :Dentist, M.D. 5 years
Pharmacy :Pharmasist, Pharmacy Doctor 5 years
Clinical Pharmacy: Clinical Pharmasist,Pharmacy Doctor 5 years

--------------------------------------------------
Note added at 7 hrs 25 mins (2005-01-12 01:12:00 GMT)
--------------------------------------------------

Ольге- 1/Если Вы имеете в виду \"терапевт\"-то при получении диплома \"врач-лечебник\" можно стать и хирургом, и акушером-гинекологом, и окулистом_зависит от специализации во время интернатуры;
2/Еще во время первого визита в США (8 лет тому назад) я уяснила, что \"терапия\"- это internal medicine, but therapist- это фактически наш \"массажист\" или \"физиотерапевт\"(physical therapist)

--------------------------------------------------
Note added at 8 hrs 6 mins (2005-01-12 01:52:57 GMT)
--------------------------------------------------

Еще ссылки- сайты ведущих вузов России.
http://www.rsmu.ru/eng/
Russian State Medical University (formerly the 2nd Moscow State Medical Institute)
The duration of training - 6 years.
Specialty in Diploma: \"General Medicine\"
After completion of the 6th course and passing the state examinations the graduates will be awarded the Doctor of Medicine degree and will receive their Diplomas.
http://www.ssmu.ru/
Сибирский государственный медицинский университет - один из старейших медицинских вузов России. Он основан в 1878г. как медицинский факультет первого высшего учебного заведения в азиатской части России - Императорского Томского университета.
Degrees Offered (fees for foreign students):
Medical Doctor (MD) (6 years) tuition fee US $ 1.800 per year
Medical Doctor - Pediatrician (MD) (6 years) tuition fee US $ 1.800 per year
Master of Pharmacy (5 years) tuition fee US $ 1.800 per year
Doctor-Biochemist (6 years) tuition fee US $ 1.800 per year
Doctor-Biophysicist (6 years) tuition fee US $ 1.800 per year
Doctor-Cyberneticist (6 years) tuition fee US $ 1.800 per year
Economist-Manager in Health Care (5 years) tuition fee US $ 1.800 per year
Medical Nurse with Higher Education (4 years) tuition fee US $ 1.800 per year
Candidate of Medical Science (Ph.D. program) tuition fee US $ 2.500 per year
Doctor of Medical Science (D.M.Sc. program) tuition US $ 2.500 per year
Economist-Manager in Health Care (5 years) tuition fee US $ 1.800 per year
Clinical Psychologist (5 years) tuition fee US $ 1.800 per year
Social Worker (5 years) tuition fee US $ 1.800 per year

www.proz.com

Кого ты лечишь: молодых врачей допускают только в поликлиники | Статьи

Раньше, отучившись шесть лет, выпускник медицинского вуза обычно шел в интернатуру. Под руководством опытных врачей он получал практические навыки и через год с сертификатом специалиста мог самостоятельно лечить пациентов. С 2017 года интернатуры в России нет. Выпускникам предлагают сразу идти работать в поликлинику. «Известия» разбирались, к чему привела новая практика.

Лишнее звено

Интернатура позволяла вчерашним студентам получить практические навыки и познакомиться с работой в разных отделениях. Чаще всего интернатура была бесплатной, и в нее шли почти все. После нее, а реже вместо, желающие овладеть более узкой специальностью могли поступить в ординатуру. Для этого необходимо было сдать внутренние экзамены по выбранному направлению. Бонусом поступающему часто служили научные достижения и красный диплом.

Такая система была признана Минздравом устаревшей. Изменения коснулись и самой системы образования, в которую добавили больше практических занятий, и системы оценки знаний выпускников, приведенной к единому стандарту. Теперь выпускники должны проходить аккредитацию, состоящую из нескольких этапов. Первый — проверка теоретических знаний с помощью теста, второй — проверка практических навыков на симуляторах и третий — оценка клинического мышления. Успешная сдача экзамена дает право самостоятельно работать в амбулаторной службе по ограниченному кругу специальностей и позволяет побороться за место в ординатуре.

Студенты-медики

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Необходимость промежуточного звена в виде интернатуры, по мнению Минздрава, в таком случае отпала. Все необходимые практические навыки студенты должны были получить еще во время учебы, а подтвердить их наличие должна аккредитация. Так это звено убрали из образовательной программы сперва у фармацевтов и стоматологов, а затем у остальных врачей.

Симуляция

Несмотря на то что аккредитация действительно включает в себя три части, предназначенные для всесторонней проверки знаний и навыков студентов, специалисты в ее эффективности сомневаются. В первую очередь недовольство вызывает замена внутреннего экзамена с вопросами по конкретной специальности на обобщенный тест, напоминающий ЕГЭ. И студенты, и опытные медики отмечают, что пока эта часть экзамена далека от идеала. В тестах много ошибок и неточностей, более того, часто «правильные» ответы далеки от того, с чем можно столкнуться в реальной жизни.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Похожая ситуация наблюдается и с проверкой практических навыков студентов. Обычно она проходит в симуляционных центрах с манекенами, где за установленное время экзаменуемый должен выполнить определенный набор действий. Всё происходящее фиксируется на камеру. Часто, по словам специалистов, дело сводится к зазубриванию алгоритмов. «Запустите меня туда сейчас — я наделаю кучу ошибок, потому что главное там не столько спасти человека, сколько верно сыграть свою роль. Куда посмотреть, куда повернуться, как развести руки», — сетует Олег Грек, врач и помощник депутата законодательного собрания Тверской области.

Хуже того, считает специалист, что и в самом процессе обучения практика часто сводится к той же работе с манекенами. «Если раньше при отделении больницы были кафедры и студенты допускались к работе с людьми, то сейчас федеральные законы сильно ограничивают манипуляции над пациентами. Без разрешения студенты не могут их ни осматривать, ни изучать их историю болезни».

Традиционно считалось, что лучше всего вопрос приобретения практических навыков решен у стоматологов, но и там не всё гладко, рассказывают студенты. «Вместо интернатуры обязательные практические часы нам распределили на время обучения в вузе, но в большинстве своем все эти практики абсолютно бесполезны, и, выходя из университета, средний выпускник, не подрабатывающий младшим медперсоналом, без родителей-врачей имеет мизерный практический опыт», — делится с «Известиями» выпускница первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев

Такого же мнения придерживается и Константин Симкин, зампредседателя комитета по здравоохранению московского отделения «Опоры России». По его мнению, отмена интернатуры должна была сопровождаться повышением доступности ординатуры. «Необходимость в интернатуре не отпала сама собой, она просто стала неэффективна в том виде, в котором существовала. Получение опыта должно происходить под присмотром старших коллег в ординатуре, на практических площадках: в больницах, центрах. Ординатура, как и в ряде других стран, должна продолжаться минимум от трех лет и дольше в зависимости от специализации. И уж конечно, она не должна быть платной, — говорит Симкин. — Работа врача в ординатуре сопряжена с практической деятельностью, значит, это ему за нее должны платить. Иначе они просто оказываются без средств к существованию».

Заполнить брешь

На деле ординатура стала еще менее доступной, чем была раньше. В один момент цены на обучение поднялись в два раза. «Моя соседка в прошлом году поступала на лора, готовилась к тому, что это стоит 120 тыс. в год, — вспоминает выпускница Первого Государственного медицинского университета Санкт-Петербурга. — Но в начале мая выложили приказ, по которому каждый вуз, в зависимости от региона, выставляет минимальную стоимость обучения за образовательную программу. У нас все специальности стали стоить минимум 220 тыс., даже те, которые раньше стоили 80».

С дипломом и аккредитацией выпускник, не поступивший в ординатуру, даже если он планировал быть хирургом, может работать только в поликлинике или амбулатории врачом общей практики с ограниченными правами на выполнение манипуляций, терапевтом или педиатром. Таким принудительным порядком, считают эксперты, сейчас заполняется брешь в первичном звене здравоохранения.

Фото: РИА Новости/Виталий Аньков

Эксперты фонда независимого мониторинга «Здоровье» «Общероссийского народного фронта» указывают на то, что высокий дефицит сохраняется именно среди врачей поликлиник. На это обратил внимание и Владимир Путин на совещании по вопросам модернизации первичного звена здравоохранения 20 августа. «Сегодня в первичном звене не хватает более 25 тыс. врачей и более 130 тыс. средних медицинских работников, среднего медперсонала», — отметил президент.

По оценкам профессора кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Игоря Шеймана, норма прикрепленного к терапевту поликлиники населения превышена в два-три раза. «На одного терапевта приходится 2,66 тыс. человек. Есть регионы, где этот показатель еще больше: Иркутская область — 3,9 тыс., Свердловская — 4,6 тыс., Курганская область — 4,98 тыс. человек», — рассказывает Шейман.

Страшная неизвестность

Добровольно идти в амбулаторные службы молодые специалисты действительно чаще всего не спешат. Попасть в крупные и хорошо оснащенные поликлиники нелегко, чаще всего они уже укомплектованы, а ехать в регионы, тем более в отдаленные уголки страны, молодые люди опасаются. «Никто не хочет идти в поликлиники, потому что это адский геморрой и бюрократия за мизерные деньги. Если у лечебников (выпускников факультета «Лечебное дело». — «Известия») хотя бы много специальностей, по которым они могут пойти работать в поликлиники, то стоматолог без ординатуры может устроиться только зубным врачом, а это как дантист в колледже, и зачем высшее образование?» — делятся страхами выпускники.

В случае когда речь идет о регионах, опасения студентов не напрасны, это признают и сами врачи. «Несколько лет назад отток кадров из-за низких зарплат удалось предотвратить федеральными выплатами участковым врачам. Сейчас идет вторая волна — врачи не вечные, пожилые люди уже наработались, уходят. Может, по Москве ситуация не столь критична, но по региону это просто крах. Образовался 50–70-процентный кадровый дефицит», — рассказывает Грек.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Зураб Джавахадзе

Исправить ситуацию лишь методом принудительного направления в поликлиники вчерашних студентов нельзя, полагают специалисты. И даже возвращение интернатуры тут не поможет.

«Что после института, что после интернатуры, что после ординатуры доктора часто приходят совершенно неподготовленные к работе в поликлинике, потому что их учебные заведения полностью оторваны от нашей работы, — рассказывает «Известиям» Николай, врач-методист одной из столичных поликлиник. — В стационаре совсем другая работа с пациентом. Там у врача есть хоть какая-то уверенность в том, что его рекомендации выполнят, будут принимать таблетки. А в поликлинике? Какая уверенность, что бабушка, которая не является инвалидом, будет покупать дорогостоящие лекарства от давления, потратит на них полпенсии?»

Чаще всего, по словам специалиста, студентов отправляют на практику именно в стационар. До поликлиник они доходят только летом и в таком формате, что вся эффективность сводится к нулю. «В этом году к нам на летнюю практику пригнали сразу 40 человек. И что тут каждый день делать такому количеству молодых врачей, когда у нас на приеме сидит максимум десять человек? Вуз делает вид, что у них с нами договор, но на деле нас просто ставят перед фактом, что в такой-то филиал придет такое-то число человек. Толку нет, а отчетами нас замучили», — делятся в поликлинике.

Фото: РИА Новости/Владимир Песня

Положительный опыт взаимодействия поликлиник с вузами тоже был. На базе Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова с 1998 года функционировал Московский факультет, который готовил главным образом специалистов для поликлиник столицы. На Московском факультете была увеличена поликлиническая подготовка и сделан акцент на профилактическом здравоохранении. Работа велась при активном взаимодействии с департаментом здравоохранения Москвы. Сейчас, сожалеют специалисты, подобного опыта практически нет. Какой-то контакт с поликлиниками сохранился и на факультете «Лечебное дело», и на факультете «Педиатрия», но в гораздо меньшем объеме из-за уменьшения финансирования.

Пока реформирование системы здравоохранения не будет проходить комплексно и согласованно в разных направлениях, справиться с развалом первичного звена будет сложно, полагают эксперты. «Пока, глядя на ситуацию, половина выпускников той же Сеченовки в медицине в итоге не оказывается. Кто-то уходит сразу, кто-то через какое-то время. Одни в эксперты, другие на административные должности, но в итоге на 50% они рассасываются. Естественная убыль врачей есть, а пополнения новыми кадрами нет», — считает Константин Симкин.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

iz.ru

Кем еще может работать ВРАЧ-ЛЕЧЕБНИК, кроме участкового терапевта в поликлинике? Есть хоть какие то варианты?

врач, закончивший лечебный факультет может пройти ординатуру или первичную специализацию по огромному количеству медицинских специальностей, кроме стоматологии и педиатрии и работать по выбранному направлению. <a rel="nofollow" href="http://www.roszdravnadzor.ru/documents/466" target="_blank">http://www.roszdravnadzor.ru/documents/466</a>

Лечебник? это хто?

<a rel="nofollow" href="https://legkopolezno.ru/rabota/karera/lechebnoe-delo/" target="_blank">https://legkopolezno.ru/rabota/karera/lechebnoe-delo/</a>Информация на ваш вопрос.

на скорой помощи

воп штоле? да почти всем ))

По знакомству где угодно, хоть на ТВ как Малышева, хоть министром как Скворцова.

Мария! Врач, закончивший лечебный факультет, после специализации, может работать кем-угодно: участковый терапевт, "узкий" специалист, хирург и тд. Даже фтизиатром. Но! Это нежелательно. ВИ Скворцова сказала, что туберкулеза в России в 2030 году не будет.

В больнице. В системе министерства по чрезвычайным ситуациям.

touch.otvet.mail.ru

Кто такой семейный врач?

О том, чем занимается семейный врач, Вести.Медицина рассказала  Жанна Валентиновна Дорош, к.м.н., доцент кафедры терапии и семейной медицины РНИМУ им. Н.И. Пирогова, главный врач 2 клинического отделения клиники «Медицина».

Чем занимается семейный врач? Чем он отличается от терапевта?

Семейный врач или врач общей практики занимается оказанием медицинской помощи на амбулаторном этапе.  Это поликлиника, то первичное звено, с  которым сталкивается человек, обратившийся за медицинской помощью. Основное отличие семейного врача от терапевта – это объем того, что он может делать руками.  В его компетенции есть манипуляции.

Если у терапевта два оружия – фонендоскоп и тонометр, то врач общей практики владеет отоскопией, риноскопией, ларингоскопией. То есть он может посмотреть ухо, горло, нос, может посмотреть глазное дно. Какой-то диагностический минимум по узким специалистам он осуществляет. Он может зарегистрировать и расшифровать электрокардиограмму, может, если мы говорим о глубинке, а не о крупных городах, сделать первичную обработку раны, наложить гипс.

Какое образование должен получить семейный врач?

Для семейного врача есть базовое образование – медицинский институт или университет, где каждый, кто его закончил, получает диплом, не имеет значение, врача-лечебника или врача-педиатра. После этого должна быть либо ординатура по внутренним болезням или терапии, или педиатрии, либо интернатура, если образование получено какое-то время назад. Затем врач может пройти первичную переподготовку по специальности «Общая врачебная практика (Семейная медицина)».  Другой вариант – идти сразу после окончания базового образования в институте в ординатуру по этой специальности.

В России появится электронный регистр врачей и больниц

Сколько семейных врачей в России?

Если говорить о том, сколько сейчас в России семейных врачей, то это цифра будет приближаться к количеству терапевтов. Существует программа переподготовки, по которой терапевты, которые занимаются оказанием первичной амбулаторной помощью в Москве и ближайши

med.vesti.ru

Лечебник - это... Что такое Лечебник?

  • лечебник — врачебник Словарь русских синонимов. лечебник врачебник (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

  • ЛЕЧЕБНИК — ЛЕЧЕБНИК, общее название древнерусских рукописных медицинских изданий (зелейники, травники и др.), в которых обобщался опыт народной медицины, а позже включались и научные сведения …   Современная энциклопедия

  • ЛЕЧЕБНИК — ЛЕЧЕБНИК, лечебника, муж. (ист.). Книга, содержащая популярные сведения о лечении различных болезней. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Лечебник — ЛЕЧЕБНИК, общее название древнерусских рукописных медицинских изданий (зелейники, травники и др.), в которых обобщался опыт народной медицины, а позже включались и научные сведения.   …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • лечебник — (истор.) общее название древнерусских медицинских изданий (зелейники, травники и др.), обобщавших опыт народной медицины, а позже включавших и научные сведения …   Большой медицинский словарь

  • Лечебник — I м. устар. Книга, содержащая сведения о лечении различных болезней. II м. устар. Лечащий, практикующий врач. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • Лечебник — I м. устар. Книга, содержащая сведения о лечении различных болезней. II м. устар. Лечащий, практикующий врач. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • лечебник — лечебник, лечебники, лечебника, лечебников, лечебнику, лечебникам, лечебник, лечебники, лечебником, лечебниками, лечебнике, лечебниках (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …   Формы слов

  • лечебник — леч ебник, а …   Русский орфографический словарь

  • лечебник — а; м. Устар. Книга, популярно излагающая способы лечения различных болезней …   Энциклопедический словарь

  • лечебник — а; м.; устар. Книга, популярно излагающая способы лечения различных болезней …   Словарь многих выражений

  • dic.academic.ru

    Лечебник Гагика-Хетума — Википедия

    Лечебник Гагика-Хетума
    Գագիկ-Հեթումյան բժշկարան
    Лечебник Гагика-Хетума

    Страница из «Лечебника Гагика-Хетума»,
    рук. № 1281 библиотеки Мхитаристов (Вена)
    Дата написания X—XIII века
    Язык оригинала армянский
    Тема медицина
    Оригинал армянский

    Лече́бник Гаги́ка-Хету́ма (арм. Գագիկ-Հեթումյան բժշկարան) — средневековый армянский лечебник, составленный в X—XIII веках. Один из важнейших трудов в армянской естественнонаучной литературе. Состоит из трёх частей: 1) анонимного лечебника анийской школы, 2) краткой редакции «Утешении при лихорадках», 3) анонимного лечебника киликийской школы. Книга оказала сильнейшее влияние на развитие традиционной армянской медицины, следы её влияния чувствуются у многих последующих врачевателей.

    «Лечебник Гагика»[править | править код]

    Первая часть лечебника, известная как «Лечебник Гагика» (арм. Գագիկի բժշկարան) или же «Лекарственник Гагика» (арм. Գագիկի դեղագիտարան), составлена в конце X—начале XI века, примерно одновременно с «Канонами» Авиценны. Согласно анонимному автору, книга была написана[комм 1] «во времена победоносного царя Гагика», которого современные исследователи отождествляют с Гагиком I Багратуни (989—1020)[комм 2]. Наряду с трактатами античных (Диоскорид, Гиппократ, Гален, Аристотель, Асклепиад и другие) врачевателей в книгу были включены труды армянских медиков из Ани. Имена восточных врачей, в том числе и Авиценны, почти не упоминаются (лишь один раз встречается имя Ар-Рази), но среди источников «Лечебника Гагика», несомненно, были и труды исламских врачевателей. Некоторые исследователи считают автором армянского учёного Григора Магистроса, славившегося, помимо прочего, своими знаниями в медицине. Однако приподнятый стиль сочинений последнего сильно отличается от простого, близкого к разговорному среднеармянскому языку «Лечебника Гагика». Ботаническая терминология состоит в основном из армянских слов, в случае же использования греческого термина параллельно приводится армянское название. Арабские термины сравнительно редки. Влияние арабо-персидской терминологии ощущается лишь в нескольких главах, посвящённых лекарственным средствам сложного состава[комм 3]. Считается щедевром анийской медицинской школы.

    В основном «Лечебник Гагика» посвящён лекарствоведению и диететике. Содержит интересные сведения об армянской кухне средневековья. Так, например в главе «Относительно всевозможных видов животных и рыб» приводятся сведения о знаменитой армянской форели, а в главе «О всевозможных видах злаков» автор, очевидно имея в виду армянский лаваш, пишет: «Хлеб, испечённый в тонире, вкуснее, чем испечённый в пекарне или каким-либо другим способом.». Древнегреческое учение о четырёх кардинальных влагах приводится в пространной главе «О природе человека», которая содержит обширные выдержки из сочинений Асклепиада. В посвящённой эмбриологии главе «Как формируется ребёнок в утробе матери» приводится ценный отрывок из не дошедшего до нас сочинения древнеримского врача Демократеса. В вопросах фитотерапии наибольшее влияние оказали труды Диоскорида, которыми автор пользуется в главах «О растениях и деревьях и их полезных свойствах», «О всевозможных видах растительных масел», «О всевозможных видах овощей и зелени», «О всевозможных видах пряностей», «О всевозможных видах благовоний», «О всевозможных видах злаков», «О всевозможных видах плодов». В целом состоит из 35 глав.

    Киликийские редакции[править | править код]
    Иллюстрация из «Лечебника Гагика-Хетума»,
    рук. № 1281 библиотеки Мхитаристов (Вена)

    «Лечебник Гагика» получил широкое распространение в килкийской Армении и подвергся тут новым редакциям и обширным дополнениям. Название «Лечебник Гагика-Хетума» возникло в это время и связано с именами двух основных заказчиков — Хетума Ламбронского и Хетума Корикосского.

    В конце XII века одна из рукописей «Лечебника Гагика» попала в руки князя Ламброна Хетума (брат Нерсеса Ламбронаци), который приказал дополнить его краткой редакцией «Утешении при лихорадках» Мхитара Гераци и анонимным медицинским трактатом[комм 4]. Причём Хетум был не только заказчиком, но и принимал активное участие в редактировании. Авторы включили 30 глав из «Утешении при лихорадках», пропустив, таким образом, первые 16 глав об «однодневных лихорадках». По всей видимости редакторы были сведущи в медицине и, понимая что эти «однодневные лихорадки» сильно отличаются от изнурительных болезней, которым присущ контагиозный характер, сочли возможным пропустить их. Третья же часть книги представлял собой анонимный лечебник, основанный на трудах арабо-персидских и киликийских армянских врачей. В ней уже содержатся ссылки не только на античных учёных (Гиппократ, Аристотель, Гален и т.д.), но и известных восточных авторов (Ар-Рази, Ибн Сина и другие). В этой части разбираются вопросы этиопатогенеза, клиники и лечения практически всех известных в то время болезней.

    Примерно через столетие, в 1294 году, лечебник прошёл еще одну редакцию, по приказу князя Корикоса Хетума Патмича. Он заказал некоему Варду Мртишеци переписать книгу. Однако во время переписывания Вард, как по собственному усмотрению, так и по указу Хетума Патмича, делал сокращения и изменения в тексте.

    Структура[править | править код]
    1. «Лечебник Гагика». 35 глав
    2. Сокращенный вариант «Утешении при лихорадках». 30 глав.
    3. Анонимный киликийский лечебник. 91 глав.

    «Лечебник Гагика-Хетума» довольно быстро получил признание и был распространён в армянских книжных центрах. По сути, он представляет собой энциклопедию киликийской армянской медицины.

    До недавнего времени считалось, что полноценный текст сохранился только в двух рукописях

    В 1980-х годах были найдены ещё две рукописи

    Помимо этих рукописей, целые главы из «Лечебника Гагика-Хетума» цитируются в двух анонимных лечебниках XIV века и в трактате «Лечебник врача Ованеса» (1438 год). Под его несомненныхм влиянием были написаны и «Ахрабадины» Амирдовлата Амасиаци (1459 и 1481 гг.).

    Изучением материала «Лечебника Гагика-Хетума» основательно занималась С. Варданян, которая посвятила этому сочинению ряд статей и значительную часть своей докторской диссертации.

    1. В одной из рукописей написано, что книга была «переведена с арабского на армянский». Такое определение побудило ряд ранних армянских исследователей искать истоки «Лечебника Гагика» в восточной медицине. Были предположения, что он представляет собой извлечения из «Канонов» Авиценны или «Аль-Хави» Ар-Рази. Однако текстологический и источниковедческий анализ опроверг такую вероятность. Средневековые армянские авторы, высоко оценивая достижения восточных медиков, нередко называли свои труды «арабскими переводами», для придания им большей авторитетности.
    2. Г. Овсепян полагал, что речь идет о Гагике Карсском (1029—1065), но его гипотеза не получила признания.
    3. Технология приготовления подобных сложных лекарств была разработана в восточных фармакопеях (так называемых «Ахрабадинах»).
    4. Хетум (1145—1218) стал князем Ламброна в 1170 году, после смерти своего отца Ошина. В 1201 году, из за непокорности царю Левону был лишён родового имения и принял монашества. Он умер только в 1218 году, однако поскольку в рукописях лечебника он именуется севастом, эту редакцию принято датировать не позже 1201 годом.
    • Варданян С. А. Медицина в древней и средневековой Армении = Բժշկությունը հին և միջնադարյան Հայաստանում. — Ер.: Советакан грох, 1982. — 58 с.
    • Варданян С. А. Амирдовлат Амасиаци — армянский естествоиспытатель и врач XV века. — Москва: Наука, 1987. — 160 с.
    • Варданян С. А. Опыт армянской народной и классической медицины в рукописных лечебниках X-XV вв. (диссертация на соискание учёной степени доктора медицинских наук в форме научного доклада). — Москва, 1992.
    • Stella Vardanian. The Medical Heritage of Medieval Armenia. Its Theoretical and Practical Value in the Light of Modern Science // The New Armenian Medical Journal. — 2007. — Т. 1, № 1. — С. 15—27.
    • Stella Vardanian. Medicine in Armenia // The Diffusion of Greco-Roman Medicine Into the Middle East and the Caucasus / ed. John A. C. Greppin, Emilie Savage-Smith, John L. Gueriguian. — Delmar, NY: Caravan Books, 1999. — С. 185—198.
    • Stella Vardanian. Medieval Armenian medicine and its relations to Greek and Arabic medicine // The Diffusion of Greco-Roman Medicine Into the Middle East and the Caucasus / ed. John A. C. Greppin, Emilie Savage-Smith, John L. Gueriguian. — Delmar, NY: Caravan Books, 1999. — С. 199—209.
    • Варданян С. А. «Лечебник Гагика—Хетума» и его редакции. // Историко-филологический журнал АН АрмССР. — 1985. — № 2. — С. 145—160.

    ru.wikipedia.org

    лечебник - это... Что такое врач-лечебник?

    
    врач-лечебник

    Универсальный русско-английский словарь. Академик.ру. 2011.

    • врач-лаборант с 2-летним образованием
    • врач-мошенник

    Смотреть что такое "врач-лечебник" в других словарях:

    • лечебник — врачебник Словарь русских синонимов. лечебник врачебник (устар.) Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 …   Словарь синонимов

    • врач — Врачеватель, доктор, лекарь, медик, целитель, эскулап; дантист; знахарь, костоправ, фельдшер. Доктор медицины. Лейб медик, хирург... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. врач… …   Словарь синонимов

    • Лечебник — I м. устар. Книга, содержащая сведения о лечении различных болезней. II м. устар. Лечащий, практикующий врач. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    • Лечебник — I м. устар. Книга, содержащая сведения о лечении различных болезней. II м. устар. Лечащий, практикующий врач. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …   Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    • Ахмадуллин, Роберт Вафич — Начальник Управления санаториями, курортами и домами отдыха РБ; родился 10 января 1950 г., БАССР; окончил Башкирский государственный медицинский институт, врач лечебник; Московская академия управления; кандидат медицинских наук; 1968 1974 студент …   Большая биографическая энциклопедия

    • Исламова, Лилия Идрисовна — Главный врач Давлекановской ЦРБ, РБ; родилась 18 марта 1954 г., д. Урта Тау Давлекановского района БАССР; окончила Башкирский государственный медицинский институт, врач лечебник; 1972 1978 студент БГМИ, 1978 1979 врач терапевт интерн… …   Большая биографическая энциклопедия

    • Муртазин, Зуфар Ядкарович — Главный врач Республиканской клинической больницы им. Г. Г. Куватова РБ; родился 30 января 1951 г., д. Сайраново Ишимбайского района БАССР; окончил Башкирский государственный медицинский институт, врач лечебник; кандидат медицинских наук, высшая… …   Большая биографическая энциклопедия

    • ХИРУРГИЯ — (от греч. cheir рука и ergon действие). Первоначальное значение слова X., «рукодействие», указывало на то, что под X. понималась чисто практическая, отрасль врачевания, лечебные методы к рой производились руками или инструментами. От… …   Большая медицинская энциклопедия

    • Медицинская служба Вооружённых сил Великобритании — (Официальное название «Медицинская служба Вооружённых сил Соединенного Королевства Великобритании» (англ. The Defence Medical Services of the Armed Forces of the United Kingdom of Great Britain) является отдельной структурой Вооружённых сил …   Википедия

    • Петров, Сергей Викторович (медик) — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

    • Ахметов, Роберт Хасанович — Заместитель главного врача РКБ им. Г. Г. Куватова, РБ; родился 6 мая 1947 г., г. Уфа БАССР; окончил Башкирский государственный медицинский институт, врач лечебник. Кандидат медицинских наук; 1965 1971 студент БГМИ, 1971 1973 клинический ординатор …   Большая биографическая энциклопедия


    universal_ru_en.academic.ru


    Смотрите также