Обмен веществ это 5 класс


Урок биологии "Обмен веществ" 5 класс

Тема: «Обмен веществ и превращение энергии»

Цели урока:

Методы обучения: проблемный, эвристический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, компьютерная презентация «Обмен веществ и энергии», «Рабочая тетрадь. Биология: 6 класс».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

1. Проверка готовности класса к уроку.

II. Этап всесторонней проверки знаний.

Презентация.

Прежде чем приступить к изучению нового материала, давайте, попробуем ответить на вопрос "В чем отличие живых организмов от неживой среды?"

Признаки живого организма

  • Питание

  • Дыхание

  • Рост

  • Развитие

  • ?

III. Актуализация знаний

Чтобы узнать какое свойство мы будем изучать следующим, давайте посмотрим на слайд. Как вы понимаете фразу «Организм – открытая, саморегулирующаяся система»?

Для каких веществ организм открыт? Как вещества поступают в организм? Как называются эти процессы?

Что происходит с избытком веществ? Каким образом вещества выводятся из организма?

Этот процесс называется обменом веществ. Сообщение темы урока

Давайте сформулируем определение? Что такое обмен веществ?

IV. Изучение нового материала

Давайте сформулируем определение? Что такое обмен веществ?

Известно, что обмен веществ можно рассматривать с разных сторон: обмен веществ различается у растений и у животных, а также обмен веществ - это химический процесс.

Для того, чтобы узнать как можно больше о процессе обмена веществ мы разделимся на группы:

  1. Химики

  2. Ботаники

  3. Зоологи

Работа в группах:

1 группа: «Химики»

Задача: Изучить химическую природу обмена веществ.

Ход работы:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • Как по-другому называется обмен веществ?

  • На какие стадии делится обмен веществ?

  • Что происходит на стадии катаболизма?

  • Что происходит на стадии анаболизма?

  • Что такое ферменты? Зачем они нужны в химических реакциях?

  1. Заполните схему:

2 группа «Ботаники»

Задача: Выявить особенности обмена веществ у растений.

Ход работы:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • О каком процессе рассказывается в вашем тексте?

  • Как выглядит уравнение фотосинтеза?

  • Какие вещества поступают в растение?

  • Какие вещества образуются на свету?

  • Как используются эти вещества?

  • Что дальше происходит с этими веществами?

  • Как называется этот процесс?

  • Благодаря чему происходит этот процесс?

  • Как используется полученная энергия?

  1. Заполните таблицу

3 группа « Зоологи»

Задача: Выявить особенности обмена веществ у животных.

Ход работы:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • Какие вещества поступают в организм животных?

  • Как называются процессы, при которых поступают вещества?

  • Что с ними происходит с веществами внутри организма?

  • Какие вещества выделяются в результате?

  1. Заполните таблицу

Индивидуальные задания:

  1. Прочитайте текст, рассмотрите картинки и составьте план ответа по вопросам:

  • Перечислите факторы, влияющие на скорость обмена веществ? Составьте схему.

  • Какая зависимость обмена веществ от температуры?

  • Какие бывают группы животных относительно температуры тела? Чем отличается их обмен веществ?

Обмен информацией:

Выступление 1 представителя от каждой группы, заполнение таблицы, схем.

IV. Обобщение:

Значение обмена веществ:

  1. Обеспечение организма энергией и питательными веществами

  2. Рост и развитие

  3. Круговорот веществ в природе

V. Закрепление нового материала:

Тест 

1. Обмен веществ происходит у всех живых организмов.

2.Обмен веществ складывается из двух противоположных процессов.

3.В обмене веществ у растений принимают участие только листья.

4.В растения из окружающей среды поступают кислород, углекислый газ и вода.

5.В обмене веществ у животных принимают участие только органы дыхания и кровеносной системы.

6.В результате фотосинтеза образуются органические вещества и кислород.

7.Теплокровные животные имеют постоянную температуру тела.

8.Змеи и лягушки – это теплокровные животные.

9.Медведь – холоднокровное животное, так как впадает в зимнюю спячку.

10. Зимой у птиц обмен веществ протекает медленно, потому что температура окружающей среды низкая.

11. Активный обмен веществ у птиц и млекопитающих способствовал их широкому распространению на Земле.

12. Обмен веществ и энергии является основным признаком живого организма.

Ответы: 1, 2, 4, 6, 7, 11, 12 - да

V. Подведение итогов урока

Рефлексия:

– Узнали ли вы, что-то новое на уроке?
– Какие знания вы  применили на уроке для понимания новой темы?
– Что произвело на вас наибольшее впечатление?
– Хочется ли узнать что-нибудь еще по этой теме?

Нарисуйте смайл.

VI. Домашнее задание

П. 44 – прочитать, выучить определения

Задание по выбору:

Кроссворд «Обмен веществ», 10 вопросов.

Сообщение «Питание и обмен веществ».

infourok.ru

Методическая разработка по биологии (5 класс) по теме: Тема урока: Организм и его свойства.5 класс.Биология.

Урок 2.Тема урока: Организм и его свойства.

Цель урока: Выделять существенные свойства живого организма (Н), объяснять их взаимосвязь и значение (П).

углубить знания о телах живой и неживой природы; дать объяснение понятию «организм»; раскрыть свойства живых организмов.

Оборудование:  таблицы с изображением животных и растений; цветные карандаши, учебное электронное издание Биология, презентация, проэктор, мультимедийный экран, компьютер.

Ход урока:

Фронтальный опрос: прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте вспомним (на доске вывешивается слово – биология).

Что такое биология?

А что нас окружает?

Какие бывают тела?

Приведите примеры тел неживой природы?

Приведите примеры тел живой природы?

А сейчас я вам задам вопрос. На который вы мне ответите после изучения новой темы.

Чем отличаются живая  и неживая природа?

Тема урока «Организм и его свойства» записывается на доске и в тетрадь.

На доске вывешивается слово- организмы.

(организмы – это тела живой природы)

А какие вы знаете тела живой природы? (учащиеся рисуют в тетрадях любые организмы, кто-то выходит и показывает всем у доски).

Слайды

(бактерии, грибы, водоросли, покрытосеменные,  голосеменные, человек)

Учитель: Мир природы очень разнообразен.

Чем же отличаются населяющие его организмы?

Что объединяет между собой живые организмы?

Слайд

(схема свойств живых организмов; 6 стрелочек и только у одной написано свойство)

По мере объяснения в слайдах появляются новые свойства.

1) Дыхание организмов.

Учитель: Все живые организмы получают из окружающей среды кислород, он необходим как для дыхания, так и для окисления сложных веществ с выделением энергии, которая используется для жизнедеятельности организма.

Слайд ( видео- сюжет работа жаберного аппарата рака, и легкие лягушки).

2) Питание организмов.

Учитель: Сложные вещества входят в состав пищи. В организме под действием кислорода они распадаются (окисляются) и дают энергию для жизни.

Слайд ( видео- сюжет питание речного рака)

Учитель: Животные используют в пищу готовые органические вещества, находящиеся в теле растения или других животных.

Растения питаются по иному.

На свету в листьях растений из неорганических веществ образуются органические вещества – углеводы.

3) Обмен веществ.

 

Учитель: Живые организмы получают из окружающей среды кислород и органические вещества, входящие в состав пищи. В свою очередь в окружающую среду они выделяют продукты жизнедеятельности или обмена – углекислый газ, воду и другие вещества.

4)Рост организмов.

Рост – это увеличение массы и размеров организма.

Слайд  (схема роста тараканов в интерактивном режиме).

5) Размножение.

Размножение – это процесс воспроизводства себе подобных.

Слайд ( видео – сюжет деление инфузории туфельки).

6) Старение и смерть.

И последнее свойство, которое характерно только для живых организмов – это старение, а затем наступает смерть. После смерти в организме полностью прекращаются все жизненные процессы.

Схема у учащихся в тетради заполнена до конца, и учащиеся делают вывод урока, отвечая на вопрос, поставленный в начале изучения темы. Чем отличается живая и неживая природа?

Вывод:

Живая природа отличается от неживой природы свойствами присущими только живым организмам: дыхание, питание, обмен веществ, рост, размножение, старение и смерть.

Домашнее задание: стр.8-11;&2вопросы биология 5 класс И.Н.Пономарева

Свойства живых организмов

   Дыхание

 

 

 

 

 

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

 

 

 

 

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

 

 

 

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

Рост

 

 

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

Рост

Размноже- ние

 

Свойства живых организмов

   Дыхание

Питание

Обмен веществ

Рост

Размноже- ние

Старение и смерть

nsportal.ru

Обмен веществ – главный признак жизни. Питание растений

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История

resheba.me

Подведем итоги 6–8 главы. Клеточный обмен

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Окружающий мир
  • 2 Класс
    • Литература
    • Окружающий мир
  • 3 Класс
    • Окружающий мир
  • 4 Класс
    • Окружающий мир
  • 5 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Человек и мир
    • Технология
    • Естествознание
  • 6 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
    • Технология
  • 7 Класс
    • Биология
    • История
    • ОБЖ
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 8 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 9 Класс
    • Биология
    • История
    • География
    • Литература
    • Обществознание
  • 10 Класс
    • Биология
    • История
    • География

resheba.me


Смотрите также

  • Импетиго фото у детей
  • Зуд в паху причины фото
  • Альмагель до еды или после
  • В левом боку пульсирует
  • Анвимакс и алкоголь
  • Арбидол чем заменить
  • Полезные продукты для печени таблица
  • Для чего служит колба
  • После удара болит голова у ребенка
  • Цирроз печени как можно вылечить
  • Боль в суставах кисти рук причины и лечение